Политическая метафора в современном медиадискурсе: опыт типологии

Екатерина Владимировна Выровцева, Иван Олегович Некрасов, Анастасия Алексеевна Тимофеева

Аннотация


Политический медиадискурс активно развивается, занимая особое место в современном коммуникативном пространстве, которое стало удобной и привычной средой обитания современного потребителя информации. Акторы политического дискурса стремятся найти наиболее эффективные средства воздействия на массового адресата. Одним из наиболее востребованных и хорошо апробированных средств воздействия в политической массмедийной коммуникации была и остается метафора. При этом по-прежнему актуальна проблема более или менее универсальной классификации данного стилистического приема. В статье впервые предпринята попытка систематизировать типы актуальной политической метафоры. В основе предлагаемой типологии — обобщение существующих в современной научной литературе подходов к классификации метафор и изучение функциональных особенностей политической метафоры в таких авторитетных изданиях, как «Коммерсант» и «РИА Новости».

Ключевые слова


медиадискурс; медиатекст; политическая метафора; типология; эффективный текст

Полный текст:

PDF

Литература


Агеев С. В. Метафора как фактор прагматики речевого общения : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.

Адзинова Ф. С., Хабекирова З. С. Интенция убеждения как доминанта дискурса качественных СМИ // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. : Филология и искусствоведение. 2022. Вып. 1 (292). С. 15–20.

Алымова Е. Н. Ассоциативная лингвоцветовая картина мира // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2007. № 2. С. 74–77.

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

Будаев Э. В. Сопоставительная политическая метафорология. СПб., 2020.

Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафоры, которыми мы живем: преобразования прецедентного названия // Полит. лингвистика. 2007. Вып. 2 (22). С. 99–106.

Вартанова Е. Л. «Человек медийный» как результат социального развития? // МедиаАльманах. 2015. № 5 (70). С. 8–11.

Власть в русской языковой и этнической картине мира / отв. ред. И. Е. Ким, Е. В. Осетрова. М., 2004.

Галеева Т. И., Кахиахмедова С. Х., Богатырева С. Н. Морбиальная метфора как способ осмысления концепта «терроризм» в политическом дискурсе // Вестн. Удмурт. ун-та. 2016. Т. 26, вып. 3. С. 93–101.

Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005.

Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Вопр. журналистики, педагогики, языкознания. 2014. № 13 (184). С. 181–187.

Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М., 2003.

Зарипов Р. И. Особенности метафорического манипулятивного воздействия в политическом дискурсе // Вестн. РУДН. Сер. : Лингвистика. 2014. № 2. С. 145–158.

Крюкова Н. Ф. Метафоричность как критерий менталитета различных групп людей // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. 2001. Вып. 3. С. 90–99.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.

Ларионова М. В. Испанский газетно-публицистический дискурс: искусство информации или мастерство манипуляции? : монография. М., 2015.

Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ. М., 1999.

Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. М., 1990. C. 358–386.

Марьянчик В. А. Медиаполитический текст: сценарии, нормы, стереотипы. Архангельск, 2011. 281 с.

Медведева Е. А., Спицына Н. А. Концептуальная метафора как средство манипуляции сознанием в первичном политическом дискурсе // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 9 (28). С. 99–112.

Москвин В. П. Классификация русских метафор // Языковая личность. 1996. С. 103–113.

Москвин В. П. Русская метафора: параметры классификации // Филол. науки. 2000. № 2. С. 66–74.

Никитин М. Б. Метафорический потенциал слова и его реализация // Проблема теории европейских языков. 2001. С. 37–38.

Николина Н. А., Петрова З. Ю. Метафоры повседневной речи в зеркале современной русской художественной прозы // Рус. речь. 2020. № 4. C. 93–104.

Присяжнюк Т. А. Характеристика речевого воздействия в языке информационных газетных сообщений // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2009. № 2 (4). С. 205–207.

Распопова С. С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопр. теории и практики журналистики. 2015. Т. 4, № 2. С. 149–158. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2015.4(2).149-158

Руденко А. М., Котлярова В. В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 134–142.

Селиванова И. В. Функции метафоры при освещении политических событий (на материале прессы) // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25, № 2 (176). С. 74–81.

Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993.

Скребцова Т. Г. Современные исследования политической метафоры: три источника и три составные части // Вестн. С.-Петерб. унта. Сер. 9 : Филология. Востоковедение. Журналистика. 2005. Вып. 1. С. 35–46.

Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

Стоянова Е. В. Метафора как способ осмысления современной действительности // Медиалингвистика. 2015. № 4(10). С. 60–66. URL: https://medialing.ru/metafora-kak-sposob-osmysleniya-covremennoj-dejstvitelnosti/ (дата обращения: 10.02.2024).

Стоянова Е. В. Метафора в контексте комического в медиатексте // Медиалингвистика. 2020. № 7(2), С. 225–237. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.206

Суходолов А. П. Идеологическая функция средств массовой информации в условиях информационных войн // Вопр. теории и практики журналистики. 2015. № 2. С. 117–126.

Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. С. 173–204.

Харченко В. К. Функции метафоры. Воронеж, 1992.

Чернейко Л. О. Термин «дискурс»: поиски означаемого // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2005. № 2. С. 34–41.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург, 2001.

Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. Екатеринбург, 2013.

Шаховский В. И. В начале была... эмоция // Мир лингвистики и коммуникации : электрон. науч. журн. 2008. № 11. С. 19–23. URL:http://www.tverlingua.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).

Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М., 2010.

Dill K. How Fantasy Becomes Reality: Seeing Through Media Influence. Oxford, 2009.

McGhee P. E., Fraeh T. Television viewing and the learning of sex-role stereotypes // Sex Roles. 1980. Vol. 6. P. 179–188.

Musolff А. Metaphor Scenarios in Public Discourse // Metaphor and Symbol. 2006. Vol. 21, № 1. P. 23–38.

Silaški N., Durovic T. Framing Politics — Metaphors in Serbian Political Discourse // Slavic cognitive linguistics conference, Charles University, Prague, 15–17 Oct. 2009. Prague, 2009. P. 117–118.

Tan A. S. TV beauty ads and role expectations of adolescent female viewers // Journalism & Mass Communication Quarterly. 1979. Vol. 56. P. 283–288.

Wei J. M. Virtual Missiles: Allusions and Metaphors Used in Taiwanese Political Discourse. Lanham, 2001.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.4.058

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.