Образ смерти в традиционном китайском искусстве

Гуаньлинь Хуа, Марина Владимировна Панкина

Аннотация


Тема смерти является важной частью культуры и искусства всех народов с древнейших времен. Китайская традиционная культура дала людям уникальную концепцию смерти, которая защищает жизнь и позволяет избежать глубокой трагедии. В представлении древних китайцев подземный мир, погребенный глубоко под землей, является важным символом смерти. В статье исследуется представление темы смерти в традиционном китайском искусстве. Основное содержание древнекитайских фресок и картин о смерти основано на описании и изображении местных образов, имеющих символическое значение. С возникновением литературного искусства как развития народных верований и погребальной культуры образы, связанные со смертью, стали появляться в виде поэтических картин и произведений народного творчества. Изучение концепции смерти в традиционной китайской культуре позволяет более глубоко осмыслить современные аспекты этой темы.

Ключевые слова


китайская традиционная культура; искусство Китая; китайская живопись; концепция смерти; похоронная культура Китая

Полный текст:

PDF

Литература


Белова Д. Н. Мистерия символики смерти в европейской и японской живописи // Культура и искусство. 2019. № 4. С. 9–26.

Грегуар (葛瑞娇). Исследование образов смерти в произведениях искусства (窥探艺术作品中的死亡意象) // Art Technology. 2016. № 1 (на кит. яз.).

Дуань Юмин (段玉明). Записки о сокровищах нефритового календаря Баочай (玉历宝钞) // Религиоведение (究系谁家之善书宗教学研究). Чэнду, 2004.

Китайский даосский сборник / гл. ред. Чжан Цзиюй. Пекин, 2004 (на кит. яз.).

Ли Хун (李虹). Сравнительное исследование Т-образных рисунков на одежде и шелке Мавандуи и «Священной дорожной карты»

Наси (马王堆T形非衣帛画与纳西《神路图》比较研究). Юньнань, 2022 (на кит. яз.).

Ма Шутян. Китайские боги подземного мира. Изд-во Tuanjie, 1998 (на кит. яз.).

Малявин В. В. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. М., 2004.

Сунь Мэнглей (孙梦蕾). Исследование взглядов на жизнь и смерть в гробницах династии Хань (汉代墓葬艺术的生死观研究). Шаньдуньский ун-т, 2016 (на кит. яз.).

Сюань-цзан. Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи) / введ., пер. и коммент. Н. В. Александровой ; Ин-т востоковедения РАН. М., 2012.

Тан Бинчжэн. Современные заметки о песнях Чу. Шанхай, 1996 (на кит. яз.).

У Бинъань. Китайские народные верования. Шанхай, 1995 (на кит. яз.).

Хай Бо. Буддизм о смерти: исследование взглядов китайского буддизма на смерть с точки зрения танатологии. Сиань, 2007. Т. 2 (на кит. яз.).

Хэ Силинь, Чжао Ли (贺西林,赵力). Сборник истории китайского искусства (中国美术史简编). Пекин, 2003 (на кит. яз.).

Чжан Чанчжэн, Ван Линмэй, Чжан Хунъин (张长征,王玲梅,张红缨编著) (ред.). Иллюстрированный том китайской культуры и искусства до династиии Цинь-Тан (图解中国文化艺术卷先秦-唐). Цзинань, 2014 (на кит. яз.).

Чжу Яньпей. Анализ мыслей об аде, призраках и богах в «Нефритовом календаре». Ланьчжоу, 2014 (на кит. яз.).

Чжэн Шубин (郑曙斌). Исследование шелковых картин Мавандуй с герменевтической точки зрения (从解释学视角看马王堆帛画研究). Пекин, 2007 (на кит. яз.).

Чэнь Синьюй (陈欣雨). Вид» на жизнь и смерть (生死之“观”.南京艺术学院). Нанкин, 2022 (на кит. яз.).

Янь Б. Темы китайской живописи и их эволюция в процессе развития живописного искусства // Философия и культура. 2023. № 7. С. 86–96.

Fok Silvia. Life and Death: Art and the Body in Contemporary China. Bristol ; Chicago, 2012.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.4.073

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.