Позиционный компонент педагогической модели развития целостной медиаличности в вузе

Виктор Викторович Гаврилов

Аннотация


В статье обозначена проблема разрыва между социальным заказом на журналистов новой формации, способных, используя цифровые инструменты, перерабатывать большие объемы информации, создавать оригинальные медиапродукты, таргетированно распространять их, и российским медиаобразованием (высшая школа), в силу разных причин с опозданием реагирующим на социокультурные трансформации и вызовы нового времени. На основе анализа научной литературы, а также данных анкетирования автор исследования выделяет следующие актуальные проблемы при подготовке студентов-журналистов к работе в современной конвергентной редакции: цифровизация СМИ и недостаточное владение цифровыми инструментами; конкуренция с общественными (гражданскими) журналистами; недостаточная со стороны медиапедагогов помощь в успешном саморазвитии и самоидентификации будущих журналистов.
Решение данных проблем автор видит в системной работе по формированию целостной медиаличности, обладающей необходимыми профессиональными компетенциями. В связи с этим новизной исследования можно считать подробное описание позиционного компонента педагогической модели. Одним из путей его реализации в образовательном процессе может быть создание «виртуальной редакции», т. е. модели конвергентной редакции при решении серьезной учебной задачи (в нашем случае — при создании крупного медиапроекта). В рамках проектной деятельности хорошо зарекомендовал себя такой формат представления журналистской информации, как лонгрид. Медиапедагог в данном случае выступает в качестве фасилитатора, транслятора культуросообразной нормы.


Ключевые слова


медиатекст; цифровизация; культуросообразная норма; фасилитатор; позиционный компонент; педагогическая модель; лонгрид; виртуальная редакция

Полный текст:

PDF

Литература


Гаврилов В. В. Медиаинтеллект как сущностная характеристика целостной медиаличности // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29, № 2. С. 50–62.

Ершов Ю. М. Модели журналистского образования в цифровую эпоху // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 13–16.

Иванова Л. В., Куприянова А. В. Использование дуального подхода в журналистском образовании для формирования профессиональных компетенций // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 23–35.

Кильпеляйнен Е. С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2019.

Лаптева М. Д. Позиция педагога в профессиональном общении. Ижевск, 2001.

Лисицкая Л. Г., Молчанова М. М. Медиаобразование в России: история и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 123–126.

Мясникова М. А. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 117–121.

Олешко В. Ф., Гаврилов В. В. К вопросу поиска образа «идеального журналиста» // Вопр. теории и практики журналистики. 2024. Т. 13, № 3. С. 431–445.

Тулупов В. В. О вузовском журналистском образовании // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 3 (153). С. 7–13.

Тяглова Е. В. Функция мировоззренческой позиции учащегося // Педагогические проблемы становления субъетности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Волгоград, 2002. Вып. 8. С. 17–20.

Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск, 2007.

Шестерина А. М., Копылова О. Ю. Особенности формирования экранной коммуникативной личности педагога высшей школы // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. : Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 5. С. 1353–1361.

Шестеркина Л. П. Журналистское образование и универсализация профессии: экспериментальный опыт : монография. Челябинск, 2013.

Юферева А. С. Представления профессиональных журналистов о проблемах перехода к модели виртуальной редакции: оценка опыта региональных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 100–107.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.1.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.