Репрезентация образа Мольера в графическом романе М. Пуарсона и Р. Марайя «Мольер: от шута до фаворита»

Ирина Геннадьевна Прудиус

Аннотация


Статья посвящена рецепции личности драматурга Ж.-Б. Мольера в не переведенном на русский язык графическом романе французских авторов М. Пуарсона и Р. Марайя «Molière: du saltimbanque au favori» (2022). Исследуются вербальный и визуальный компоненты графического романа с целью выявления особенностей репрезентации образа Мольера в произведении авторов XXI в. посредством осмысления его биографии, взаимодействия с известными личностями своего времени, отношения к театру и религии, творческого наследия. Делается вывод о том, что, представляя Мольера как неоднозначную личность своего времени, авторы графического романа создают собственный положительный миф о французском драматурге.

Ключевые слова


графический роман; Мольер; М. Пуарсон; Р. Марай, мифологизация

Полный текст:

PDF

Литература


Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. М., 2022.

Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филол. аспект. 2020. № 09 (65). С. 54–74.

Баранская Е. М. Комикс как феномен массовой литературы ХХ–XXI вв. К вопросу об этических принципах // Уч. зап. Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. Филол. науки. 2023. Т. 9 (75), № 4. С. 3–20.

Бежан Е. А. Нарратив «графического романа» в интермедиальном дискурсе современной американской литературы (У. Айснер) // Записки з романо-германської філології. 2017. № 1(38). С. 20–27.

Беляев Д. А. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7 : Философия. Социология и социальные технологии. 2013. № 2(20). С. 35–42.

Бочкарева Н. С., Новокрещенных И. А. Рецепция личности и творчества Мольера в литературном и графическом наследии Обри Бердсли // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2022. № 80. С. 236–253. https://doi.org/10.17223/19986645/80/11

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 2019.

Васильева Э. В. Трансформация готической поэтики в графическом романе-адаптации (на материале графического романа Эми Чу и Су Ли «Кармилла. Первый вампир») // Сиб. филол. форум. 2024. №1(26). С. 69–79.

Виппер Ю. Б. О попытках создать «мольеровский вопрос» // Вопр. лит. 1958. № 5. C. 240–244.

Дебренн М. Образ России во франкоязычных комиксах: к постановке проблемы // Вестн. НГУ. Сер. : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 4. С. 167–180. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-4-167-180

Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолж. филол. вестн. 2018. №. 4(15). С. 58–62.

Дрожжина О. В. Образ ребенка, скрывающегося от холокоста, в графическом романе Ари Фольмана и Дэвида Полонски «Дневник Анны Франк. Графическая версия» // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2023. № 1 (78). С. 159–165. https://doi.org/10.37724/RSU.2023.78.1.015

Дубовицкая М. А. Американский графический роман: мультимодальность и идентичность // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 3. С. 228–246. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-228-246

Исаева А. Н. Миксантропические персонажи и их роль в графическом романе М. Этвуд «Ангел-Котоптиц» // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 8. С. 2395–2400.

Исаева О. А. Эволюция стиля ранних графических романов Англии и США // Вестн. СПбГИК. 2016. № 2 (27). С. 165–168.

Кожевникова Е. А. Книжный формат «графический роман» как инструмент управления чтением // Культура: теория и практика. 2022. № 2(47). URL: https://sciup.org/knizhnyj-format-graficheskij-roman-kak-instrument-upravlenija-chteniem-144162278 (дата обращения: 10.10.2024).

Коканина А. Б. Мифореставрация в графическом романе Н. Геймана «Песочный человек» // Мир культуры глазами молодых исследователей : тез. XLVIII науч.-практ. конф. студентов / под ред. К. А. Мальцева. Пермь, 2023. С. 681–684.

Коларькова А. В. Комикс как передовое направление развития современной фантастической литературы // Филология и литературоведение. 2014. № 5. URL: https://philology.snauka.ru/2014/05/815 (дата обращения: 09.10.2024).

Максименко О. И. Адаптация художественного произведения: от романа к комиксу // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. : Лингвистика. 2016. № 2. С. 111–116.

Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 10. С. 3379–3385. https://doi.org/10.30853/phil20230522

Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Графический роман-адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов) // Научный диалог. 2024. Т. 13, № 6. С. 250–265. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-6-250-265

Меркулова М. Г., Пудова О. А. Интермедиальные маркеры в трансформации образов персонажей (на материале романа Т. Л. Пикока «Усадьба Грилла») // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2023. Т. 16, № 4. С. 1044–1049. https://doi.org/10.30853/phil20230162

Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19. С. 75–94.

Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера «Sin city» («Город грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2018. № 3-1(81). C. 49–52.

Панферова О. Ю., Мжельская Е. Л. Графический роман в репертуаре российских издательств // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020. С. 156–172. https://doi.org/10.17223/23062061/24/8

Прудиус И. Г. Черты антиутопии в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2 : Гуманитар. науки. 2023. Т. 25, № 4. C. 136–151. https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.4.065

Прудиус И. Г., Шалимова Н. С. Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл» // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2024. № 3. С. 762–767. https://doi.org/10.30853/phil20240108

Скаф М. К. Традиция последовательного визуального повествования в США: этапы, жанры, поэтика // Детские чтения. 2013. № 2 (4). С. 63–82.

Станишевская Л. С., Филиппова Е. С. Феномен и потенциал графического романа в России // Инновации в социокультурном пространстве : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2021. Ч. 1. С. 74–78. https://doi.org/10.22250/ISS.2021.16

Струневская Я. И. Особенности адаптации классического произведения в жанре графического романа на примере «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери // Научный старт-2024 : сб. ст. аспирантов и магистрантов. М., 2024. С. 667–672.

Фетисова Т. А. Комикс — порождение американской массовой культуры. Аналитический обзор // Вестн. культурологии. 2019. № 3 (90). С. 174–192.

Цветкова А. А. Графический роман // Вестн. молодых ученых С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. 2020. № 3. С. 165–168.

Цветкова М. В., Кризская Е. В. Комикс Н. Батлер «Гордость и предубеждение» как вариант прочтения одноименного романа Дж. Остин // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Язык и литература. 2020. 17(2). С. 217–231.

Цыркун Н. А. Cупергерои комиксов и обратная сторона титанизма // Вестн. РГГУ. Сер. : Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 191–199.

Черняк М. А., Цветкова Е. Г. Графический путеводитель как новый способ диалога с классическим текстом // Уч. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2021. Т. 43, № 7. С. 78–84. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2021.669

Юдин Л. А. Драматургический потенциал графического романа: поэтика синкретизма // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2016. № 1. С. 186–190.

Alix C., Loueslati Ch. Molière vu par une ado. P., 2018.

Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture. P., 2012. P. 200–216.

Bazaille B., Martin S. L’incroyable destin de Molière: Vive la comédie! P., 2021.

Bazin A. La vie de Molière: La biographie de Jean-Baptiste Poquelin. Sophia Antipolis, 2022.

Bird E., Coblence J.-M. Molière: Une vie pour le théâtre. Tournai, 2022.

Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse ; Milan, 2005.

Mansanti C. Le roman graphique // Fabula: la recherche en littérature. 2013. URL: https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphique-amiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php (date of access: 10.10.2024).

Maraï R., Poirson M. Molière: du saltimbanque au favori. P., 2022.

Mory Ch. Molière. P., 2007.

Poulaille H. Corneille sous le masque de Moliere. P., 1957.

Rippl G., Etter L. Intermediality, transmediality and graphic narrative // From comic strips to graphic novels: contributions to the theory and history of graphic narrative: collection of articles. Berlin, 2013. P. 157–179.

Romero-Jódar A. Comic Books and Graphic Novels in their Generic Context. Towards a Definition and Classification of Narrative Iconical Texts // ATLANTIS. Journal of the Spanish Association of Anglo-American Studies. 2013. № 35.1. P. 117–135.

Ryan M.-L. Avatars of Story. Minneapolis, 2006.

Simon A. Molière ou la Vie de Jean-Baptiste Poquelin. P., 1995.

Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord // KINEPHANOS. 2008. URL: https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques (date of access: 06.10.2024).

Turk S. Graphic Novels vs. Comic Books: What’s the Difference? // The Daily Utah Chronicle. 2012. URL: https://dailyutahchronicle.com/2012/09/19/graphic-novels-vs-comic-books-whats-the-difference/ (date of access: 06.10.2024).

Viart D. L’imagination biographique dans la littérature française des années 1980–90 // Actes du colloque L’Éclatement des genres. P., 2001. Remue.net : site. URL: https://remue.net/cont/Viart_ImagBio.pdf (date of access: 24.09.2024).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.