Современная трансформация образа мифологического героя китайской классической культуры в анимационных фильмах

Фэн Цзин

Аннотация


Мифология — это общая память народа и важная часть культурного кода. В последние годы китайские анимационные фильмы используют элементы традиционной китайской мифологии, создают современные образы мифологических героев, модернизируют и трансформируют традиционную китайскую культуру. На основе теории мифологических архетипов в данной статье проводится сравнение образа мифологического героя Нэчжа в классическом китайском тексте «Возвышение в ранг духов» и современном мультфильме «Нэчжа: Рождение дьявола» с точки зрения отношения героя к судьбе, эволюции его характера и поведения. Трансформация образа мифологического героя происходит в основном под влиянием постмодернистской культуры и современной массовой культуры, поэтому имеет тенденцию секуляризации, персонификации, вовлеченности в повседневность, нарушения традиционных норм и вульгаризации, что является отражением меняющегося менталитета китайского общества, эстетического канона и культурного контекста. При построении современного образа мифологического героя воспроизводится история китайских мифологических сказаний, сохраняются традиционные культурные элементы, что обеспечивает культурный обмен Китая с другими странами, а также способствует дальнейшему развитию мировой культурной сферы.

Ключевые слова


классическая китайская культура; мифология; образ героя; анимационный фильм; трансформация; «Возвышение в ранг духов»; «Нэчжа: Рождение дьявола»

Полный текст:

PDF

Литература


Алан Дандес — 阿兰·邓迪斯, 朝戈金(译). 西方神话学读本. 广西师范大学出版社, 2006. (На кит. яз.) [Алан Дандес. Чтения по западной мифологии / пер. Чжао Гэцзинь. Гуйлинь: Изд-во Гуансийского пед. ун-та, 2006].

Ван Сяоюй, Ван Цзин —王晓宇, 王静. 国产动画电影中的英雄形象. 电影文学, 2017. 第 9 期,第 113–115 页。(На кит. яз.) [Ван Сяоюй, Ван Цзин. Героические образы в китайских анимационных фильмах // Литература о кино. 2017. № 9. С. 113–115].

Го Юйнин —郭羽宁. 动画电影英雄形象塑造中外差异对比分析. 电影文学, 2021. 第 3 期,第 61–63 页。(На кит. яз.) [Го Юйнин. Сравнительный анализ китайских и зарубежных различий в образах героев в анимационных фильмах // Литература о кино. 2021. № 3. С. 61–63].

Дэн Юйцинь —邓玉芹. 浅析《哪吒之魔童降世》中的家庭代际伦理. 文化产业, 2019. 第 16 期,第 14–15 页 (На кит. яз.) [Дэн Юйцинь. Анализ межпоколенной семейной этики в фильме «Нэчжа: Рождение дьявола» // Индустрия культуры. 2019. № 16. С. 14–15].

Дяо Ин —刁颖. 2015年来神话类动画中英雄形象的审美转向. 电影文学, 2021. 第 15 期,第 49–55 页 (На кит. яз.) [Дяо Ин. Эстетическая трансформация образов героев в мифологической анимации с 2015 года // Литература о кино. 2021. № 15. С. 49–55].

Завидовская Е. А. Постмодернизм в современной прозе Китая : дис. … канд. филол. наук. М., 2005.

Мифы народов мира : энциклопедия / гл. ред. А. С. Токарев. М., 2008.

Сунь Ин —孙颖. “哪吒”形象变迁中的英雄主体建构. 电影文学, 2020. 第 2 期,第 40–43 页 (На кит. яз.) [Сунь Ин. Конструирование героического субъекта в меняющемся образе Нэчжа // Литература о кино. 2020. № 2. С. 40–43].

Сяо Юе, Дин Вэнься —肖悦, 丁文霞. 颠覆与重塑: 国产动画电影的神话英雄再造. 景 德 镇学院学报, 2022, 第 4 期,第 98–102 页 (На кит. яз.) [Сяо Юе, Дин Вэнься. Подрыв и реконструкция: Реформирование мифологических героев в отечественных анимационных фильмах // Вестн. Цзиндэчжэньского ун-та. 2022. № 4. С. 98–102].

Тао Е, Лю Сытун —试谈改革开放以来哪吒动画形象的时代嬗变. 长江文艺评论, 2022. 第 2 期,第 67–73 页 (На кит. яз.) [Тао Е, Лю Сытун. Революционер, идол, «антигерой» — трансформация анимационного образа Нэчжа после реформ и открытости // Обзор литературы и искусства реки Янцзы. 2022. № 2. С. 67–73].

У Чичжэ — 吴持哲. 诺思洛普·弗莱文论选集 — 文学的原型. 中国社会科学出版社, 1997. 439 页。 (На кит. яз.) [У Чичжэ. Избранные эссе Нортропа Фрая — архетипы литературы. Изд-во обществ. наук Китая, 1997].

Фэй Сяотун. 费孝通. 费孝通论文化与文化自觉. 北京: 群言出版社, 2005 (На кит. яз.) [Фэй Сяотун. Фэй Сяотун о культуре и культурном самосознании. Пекин, 2005].

Хун Юньцзи —寻找神话的现在性—从“神话的回归”到神话主义. 西北民族研究, 2021. 第 3 期,第 55–67 页 [Хун Юньцзи. В поисках мифического настоящего — от «Возвращения мифа» к мифотворчеству // Северо-западный журнал этнологии. 2021. № 3. С. 55–67].

Цзя Юйфэн, Чжан Вэйхуа — 贾玉凤, 张伟华. “新国风”动漫中英雄主义形象的价值观内核. 电影文学, 2020. 第 15 期,第 102–104 页 (На кит. яз.) [Цзя Юйфэн, Чжан Вэйхуа. Ценностное ядро образа героизма в анимации «нового китайского стиля» // Литература о кино. 2020. № 15. С. 102–104].

Чжао Ин — 赵莹. 《哪吒之魔童降世》在娱乐泛化背景下的文化价值解读. 新闻研究导刊, 2019. 第 20 期,第 13–15 页 (На кит. яз.) [Чжао Ин. Интерпретация культурной ценности фильма «Нэчжа: Рождение дьявола» в контексте обобщения развлечений // Журнал исследований новостей. 2019. № 20. С. 13–15].

Чжэн Вэйли —郑伟丽. 哪吒之死: 英雄补偿、身份认同与时代纪念碑. 北京电影学院学报, 2022. 第 4 期,第 40–47 页 (На кит. яз.) [Чжэн Вэйли. Смерть Нэчжа: героическая компенсация, идентичность и памятник времени // Вестн. Пекинской киноакадемии. 2022. № 4. С. 40–47].

Ши Чуньхуа — 施春华. 心灵本体的探索: 神秘的原型. 黑龙江人民出版社, 2002 (На кит. яз.) [Ши Чуньхуа. Исследования в онтологии духа: таинственные архетипы. Народное изд-во Хэйлунцзян, 2002]

Янь Ваньци — 严万祺. 拓展与重塑: 改革开放以来国产动画电影英雄形象嬗变研究. 当 代 文坛, 2023. 第 6 期,第 215–222 页 (На кит. яз.) [Янь Ваньци. Расширение и перестройка: исследование трансмутации героических образов в китайских анимационных фильмах со времен реформ и открытости // Современная литература. 2023. № 6. С. 215–222].

Янь Ваньци, Ма Чжунхун —严万祺, 马中红. 原型理论视角下国产动画的英雄形象塑造. 当代电视, 2017. 第 7 期,第 100–101 页 (На кит. яз.) [Янь Ваньци, Ма Чжунхун. Формирование образа героя в китайской анимации с точки зрения теории прототипов // Современное телевидение. 2017. № 7. С. 100–101].

Янь Лихуан — 严丽凰. 动画电影中的后现代主义特性浅析. 当代电影, 2018. 第 2 期,第 171–173 页 (На кит. яз.) [Янь Лихуан. Анализ постмодернистских черт в анимационных фильмах // Современное кино. 2018. № 2. С. 171–173].




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.