Сайты научных организаций как массмедиа (на примере институтов и исследовательских центров Сибирского отделения РАН)
Аннотация
В статье исследуются сайты научно-исследовательских институтов как массмедиа, рассматривается их роль в популяризации науки. Целью исследования является первичный анализ репрезентации научных организаций Сибирского отделения РАН в публичном пространстве через их веб-ресурсы. Методологически исследование опирается на теоретические работы в области научных коммуникаций, а также эмпирические исследования сайтов научных организаций, сделанные ранее другими исследовательскими коллективами. В работе рассматриваются 118 научно-исследовательских организаций: для анализа используются инструменты вебометрики, структурно-функциональный анализ контента, а также анкетирование организаций.
Анализ показал ограниченную аудиторию сайтов научных организаций (у 70 % сайтов — менее 1000 просмотров в день) и устаревший дизайн ресурсов. Новостные разделы часто содержат лишь анонсы внутренних мероприятий, но некоторые институты публикуют научно-популярные материалы. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие шаблона для сайтов научных институтов: структуру и наполнение сайта каждая организация определяет самостоятельно.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Беленко В. Е., Федотова А. А. Сайты Lenta. ru и Gazeta. ru в 1999–2019 гг.: трансформация представлений об удобном, красивом, приемлемом // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2022. № 75. С. 345–365.
Бодрунова С. С., Якунин А. В. Метод эвристической экспертизы дизайна медиапроекта: опыт междисциплинарного подхода // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/2181/ (дата обращения: 03.02.2025).
Болотнова Н. С. Вариативность отражения новости в медиадискурсе как медийная коммуникативная универсалия // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2018. № 2 (191). С. 61–67.
Ваганов А. Г. Ученые и журналисты: проблемы коммуникации // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 2. С. 48–60.
Гулин К. А. Интернет-портал как средство популяризации деятельности научной организации // Проблемы развития территории. 2015. Вып. 5 (79). С. 52–65.
Иванов И. Объясняя науку: Руководство для авторов научно-популярных текстов. М., 2021.
История веб-дизайна: от каменного века до эпохи современных технологий // Web of Myself. 2016. 29 июня. URL: https://webformyself.com/istoriya-veb-dizajna-ot-kamennogo-veka-do-epoxi-sovremennyx-texnologij/ (дата обращения: 16.01.2025).
Кабакова Е. А., Усков В. С. Веб-сайт научно-исследовательского учреждения: наполнение, посетители, развитие // Вопр. территориального развития. 2014. Вып. 3 (13). С. 1–12.
Кольцова О. Ю. Кто и как влияет на производство новостей в современной России // Pro et Contra. 2001. Т. 6, № 2. С. 80–106.
Пирумова Л., Непочатых А., Тимофеевская С. Анализ веб-сайтов научно-исследовательских учреждений АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 8. С. 36–42.
Рысакова П. И. Стратегии научной популяризации в цифровой медиасреде // Медиалингвистика. 2022. № 9 (4). С. 309–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.402
Соловьев П. Сайт научной организации как комплексный коммуникативный продукт // Наука и инновации. 2014. № 4 (134). С. 29–31.
Стукалова А. А. Публикации сотрудников научных организаций: проблемы доступности // НТИ-2022. Научная информация в современном мире: глобальные вызовы и национальные приоритеты. 2022. С. 358–366.
Ткачева Н. И., Русакова Е. В. Веб-сайт научно-информационного комплекса Новосибирского института органической химии СО РАН // Библиосфера. 2008. № 3. С. 61–63.
Ткачева Н. И., Русакова Е. В., Морозов С. В. Интеграция библиотечных ресурсов для информационного обеспечения фундаментальных и прикладных исследований // Научные и технические библиотеки. 2008. № 5. С. 56–61.
Третьякова О. В., Маковеев В. Н., Чугреев В. Л. Повышение посещаемости веб-сайтов научной организации и их продвижение в сети интернет // Социальное пространство. 2016. № 5 (07). С. 1–19.
Шокин Ю. И., Веснин А. Ю., Добрынин А. А. и др. Исследование научного веб-пространства Сибирского отделения Российской академии наук // Вычислительные технологии. 2012. Т. 17, № 6. С. 85–98.
Шокин Ю. И., Веснин А. Ю., Добрынин А. А. и др. Изучение научного веб-пространства методами вебометрики и теории графов // Zbornik radova konferencije MIT. 2013. Belgrad, Serbia, 2014. С. 590–600.
Юдина И. Г., Базылева Е. А. Сайт академической организации как платформа для продвижения научных достижений // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 3 (33). С. 150–159.
Юдина И. Г., Косяков Д. В., Базылева Е. А. Стратегия и практика массовых коммуникаций исследовательских институтов Сибирского отделения Российской академии наук // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8, № 6. С. 22–27.
Shipman M. Handbook for science public information officers. Chicago, 2015.
Shipman M. How — and why — to write a science news release // Science Editor. 2023. № 46. P. 96–99. URL: https://www.csescienceeditor.org/article/how-and-why-to-write-a-science-news-release/ (дата обращения: 03.02.2025).
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.2.023
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.