Архетипы в рекламной коммуникации и медиа: практика использования и форматы функционирования в бренд-менеджменте

Тамара Халильевна Поспелова

Аннотация


В статье на примере исследований зарубежных и отечественных ученых Карла Юнга, Марии-Луизы фон Франц, Эриха Нойманна, Джозефа Кэмпбелла, Кэрол С. Пирсон, Владимира Проппа, Сергея Аверинцева, Евгения Мелетинского рассматривается практика реализации и использования архетипа в рекламной и медиакоммуникации. В качестве эмпирической базы исследования использованы материалы брендингового агентства «Linii». С помощью системного метода анализа были выявлены ключевые функции и характеристики архетипических образов, их базовые смыслы и ценности, глубинные мотивы. На примере анализа рекламных креативов бренда доказана практическая эффективность применения архетипов для узнавания и запоминания рекламных сообщений и образов бренда.

Ключевые слова


архетип; символ; смысл; метаконструкт; «доминирующая функция»; бренд; коммуникация

Полный текст:

PDF

Литература


Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М., 1972. Вып. 3.

Долгоновский А. Б. Концепция Карла Густава Юнга: коллективное бессознательное и архетипы // B17.ru : сайт. 2021. 21 дек. URL: https://www.b17.ru/article/352375/ (дата обращения: 15.01.2025).

Золотникова Т. С., Мазилов В. А., Надмутдинов Г. М. Архетип как код массовой культуры // Ярослав. пед. вестн. 2015. № 6. С. 195–203.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976;

Нойманн Э. Великая мать. Женские изображения и символы. СПб., 2022.

Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб., 2005.

Поспелова Т. Х., Львов И. Б. Архетипы в брендинге: коммуникация. Полный гайд маркетолога. М., 2024.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 2024.

Соберись с духом. Банк Точка // VK Видео : интернет-платформа. URL: https://vk.com/video-43571491_456241131 (дата обращения: 15.01.2025).

Франц М. Л. Архетипические символы в волшебных сказках. М., 2023. Т. 1.

Юнг К. Г. Архетип и коллективное бессознательное. М., 2024.

Campbell J. The masks of God. N. Y., 1959–1968. Vol. 1–4.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.2.024

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.