Соединение культурных эпох в поэзии Александра Галича как способ возвращения «вычеркнутых» поэтических имен

Раиса Шолемовна Абельская

Аннотация


В статье связь культурных эпох показана на примере двух поэтических циклов А. Галича. Первый из них, «Александрийские песни», посвящен Полежаеву, Блоку и Вертинскому. Цикл встраивается в общезначимый поэтический ряд: через перекличку с «Александрийскими песнями» М. Кузмина поэт протягивает руку одновременно Серебряному веку и Античности. В цикле «Литераторские мостки» в фокусе внимания Галича — судьбы художников первой половины ХХ в. (Мандельштама, Ахматовой, Зощенко и др.). «Мостки» через единство культурных эпох раскрывают и трагическую участь литераторов, попавших в прокрустово ложе сталинского времени, и судьбу самого Галича.
Цель статьи — показать, как в поэзии Галича принцип соединения разных эпох становится способом вернуть «вычеркнутые» имена художников в перспективу истории и культуры.


Ключевые слова


соединение культурных эпох; Античность; Серебряный век; современность; судьбы поэтов; отношения поэта и власти; судьба Галича; песни-памятники; евангельская основа

Полный текст:

PDF

Литература


Абельская Р. Ш. Черты культурного синтеза в поэзии А. Галича // Русская словесность: Диалог культурно-национальных традиций : материалы XII Всерос. науч. конф. «Дергачевские чтения–2016» (Екатеринбург, 13–14 окт. 2016 г.). Екатеринбург, 2017. С. 143–149.

Азадовский М. К. Несколько новых строф и вариантов Некрасова // Науч. бюл. Ленингр. гос. ун-та. 1947. № 16–17. С. 12–18.

Блог Михаила Матвеева. 2013. 24 апр. URL: https://blog-matveev.livejournal.com/2013/04/24/ (дата обращения: 09.02.2025).

Вертинский А. Дорогой длинною… М., 1991.

Волкович Н. В. «На сопках Маньчжурии»: реализация мотива памяти // Галич: проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 82–98.

Галич А. Облака плывут, облака / сост. А. Костромин. М., 1999.

Грачева О. А. Две судьбы // Воен.-ист. журн. 2009. № 4. С. 35.

Исаенко А. И. Знамя и оркестр — вперед! // Независимое военное обозрение. 2006. 2 июня. URL: https://nvo.ng.ru/notes/2006-06-02/8_music.html (дата обращения: 09.02.2025).

Крылов А. Е. Галич-«соавтор». М., 2001.

Кулагин А. В. «Сначала он, а потом мы…». Крупнейшие барды и наследие Александра Вертинского // Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве / сост. А. Крылов. М., 2005. Вып. 2. С. 335–356.

Малкина В. Я., Доманский Ю. В. Мифы о поэтах и автобиографический миф в «Александрийских песнях» А. Галича // Галич: проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 129–138.

Мандельштам О. Сочинения : в 2 т. М., 1990. Т. 1.

Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем : в 15 т. Л., 1981. Т. 1.

Свиридов С. В. «Литераторские мостки»: Жанр. Слово. Интертекст // Галич: проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 99–128.

Смольевский А. А. Ольга Ваксель — адресат четырех стихотворений Осипа Мандельштама // Лит. учеба. 1991. № 1. С. 163–170.

Соколова И. А. «У времени в плену»: Одна из вечных тем в поэзии Галича // Галич: проблемы поэтики и текстологии. М., 2001. С. 57–81.

Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002.

Фризман Л. Г. «С чем рифмуется слово истина…»: О поэзии А. Галича. СПб., 1992.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.2.030

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.