Фотографический архив краеведа В. П. Девятиярова: опыт и перспективы музейной репрезентации

Алексей Евгеньевич Сорокин

Аннотация


Обращение к неопубликованным материалам собраний музеев в современных условиях становится особенно актуальным. Музейные фотоархивы обладают значительным информационным потенциалом, исследование которого способно устранить существующие до настоящего времени лакуны в истории как отдельных городов, так и России в целом. Фотоархив новокузнецкого краеведа В. П. Девятиярова, сформированный в 1960–1980-е гг., рассматривается как компетентный источник, способствующий раскрытию историко-культурного наследия крупного сибирского города. Он представляет собой комплекс мемуарных источников, включающих воспоминания более чем трехсот человек. Значимость фотоархива, каждый элемент которого фактически атрибутирован непосредственно жителями города в течение двадцатилетия, подчеркивается его востребованностью в экспозиционной и экскурсионной деятельности Новокузнецкого краеведческого музея. В статье освещены неизвестные страницы биографии В. П. Девятиярова, систематизирован фотоархив, состоящий из восьмисот фотографий, тематически сгруппированных в процессе исследования в четыре блока: семейные фото; служащие и чиновники госучреждений и частных предприятий; виды города Кузнецка начала XX в.; здания и панорамы Кузнецкого района г. Новокузнецка советского времени. Теоретическое обоснование возможностей репрезентации фотоархива ориентировано на прикладное применение результатов его анализа для создания музейных экспозиций, подготовки авторских экскурсий и других видов музейной деятельности.

Ключевые слова


музей; фотоархив; В. П. Девятияров; интерпретация; систематизация; репрезентация; экспонирование

Полный текст:

PDF

Литература


Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб., 2013.

Гавришина О. В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». М., 2011.

Гурьева М. М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Философия. 2009. № 3 (Т. 2). С. 153–161.

Лизогуб П. П. Вначале было... фото // Кузнецкий рабочий. 2013. 22 июня (№ 69). С. 2.

Мусвик В. Фотография // Все в прошлом: теория и практика публичной истории / под ред. А. Завадского, В. Дубиной. М., 2021. С. 215–228.

НКМ. НФ-Д — Новокузнецкий краеведческий музей. Научно-документальный фонд. Оп. 1. Р-8. Д. 33, 35.

Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М., 2010.

Рубинина З. М. Семейный фотографический архив Левицких (вторая половина XIX — вторая половина XX в.) из собрания Государственного исторического музея как объект источниковедческого исследования : автореф. … дис. канд. ист. наук. М., 2016.

Степанов Б., Максимова А., Хлевнюк Д. Краеведение // Все в прошлом: теория и практика публичной истории / под ред. А. Завадского, В. Дубиной. М., 2021. С. 55–67.

Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. М., 2019. С. 106–122.

Юнина Е. А. К вопросу использования фотографических материалов в реконструкции городской повседневности западносибирской провинции конца XIX — начала XX в. на примере региональных фотоколлекций // Genesis: ист. исслед. 2018. № 12. С. 32–57.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2025.31.2.035

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.