Формирование интеллектуальной элиты XVII в. и труды Прохора Коломнятина

Ольга Евгеньевна Кошелева

Аннотация


Статья посвящена анализу процесса формирования интеллектуальной элиты в России, истоки которого отнесены к середине XVII в. и связаны с приходом в культуру эпохи барокко. Приверженцы барокко появились прежде всего среди монашества, в котором выделилась небольшая группа книжников-силлабиков. В статье рассмотрено творчество одного из таких книжников, Прохора Коломнятина, на основе анализа его сборника под названием «Школьные азбуковники».

Ключевые слова


история России; книжная культура; интеллектуальная элита; история литературы.

Полный текст:

Без имени

Литература


Безрогов В. Г. Учитель и ученик в истории педагогики // Учитель и ученик: Становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). М., 2013. С. 683–707. [Bezrogov V. G. Uchitel' i uchenik v istorii pedagogiki // Uchitel' i uchenik: Stanovlenie intersub#ektnyh otnoshenij v istorii pedagogiki Vostoka i Zapada (civilizacii Drevnosti i Srednevekov'ja). M., 2013. S. 683–707.]

Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания. К истории древнерусской письменности и культуры. Пг., 1918. [Bush V. V. Pamjatniki starinnogo russkogo vospitanija. K istorii drevnerusskoj pis'mennosti i kul'tury. Pg., 1918.]

Грицевская И. М. Чтение и четьи сборники в древнерусских монастырях XV–XVII вв. СПб., 2012. [Gricevskaja I. M. Chtenie i chet'i sborniki v drevnerusskih monastyrjah XV–XVII vv. SPb., 2012.]

Демин А. С. Диалог «Школьное благочиние» Прохора Коломнятина // Демин А. С. О древнерусском литературном творчестве. Опыт типологии с XI по сер. XVIII в. От Иллариона до Ломоносова. М., 2003. С. 433–439. [Demin A. S. Dialog «Shkol'noe blagochinie» Prohora Kolomnjatina // Demin A. S. O drevnerusskom literaturnom tvorchestve. Opyt tipologii s XI po ser. XVIII v. Ot Illariona do Lomonosova. M., 2003. S. 433–439.]

Киселева М. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: От древнерусской книжности к европейской учености. М., 2011. [Kiseleva M. Intellektual'nyj vybor Rossii vtoroj poloviny XVII – nachala XVIII veka: Ot drevnerusskoj knizhnosti k evropejskoj uchenosti. M., 2011.]

Ковалева Т. В. Русская акростихидная азбука и ее роль в развитии поэзии для детей // Филол. науки. 2004. № 2. [Kovaleva T. V. Russkaja akrostihidnaja azbuka i ee rol' v razvitii pojezii dlja detej // Filol. nauki. 2004. № 2.]

Кошелева О. Е. Учитель и учительство в православной педагогике // Вестник УРАО. 2004. № 2. С. 115–135. [Kosheleva O. E. Uchitel' i uchitel'stvo v pravoslavnoj pedagogike // Vestnik URAO. 2004. № 2. S. 115–135.]

Кошелева О. Е. Как сочинять послания в виршах? «Уроки» Прохора Коломнятина (1680-е гг.) // Человек читающий: между реальностью и текстом источника : сб. ст. / под ред. О. И. Тогоевой. М., 2011. [Kosheleva O. E. Kak sochinjat' poslanija v virshah? «Uroki» Prohora Kolomnjatina (1680-e gg.) // Chelovek chitajushhij: mezhdu real'nost'ju i tekstom istochnika : sb. st. / pod red. O. I. Togoevoj. M., 2011.]

Кошелева О. Е. Учитель и ученик в Школьных азбуковниках // Учитель и ученик: Становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). М., 2013. С. 661–682. [Kosheleva O. E. Uchitel' i uchenik v Shkol'nyh azbukovnikah // Uchitel' i uchenik: Stanovlenie intersub#ektnyh otnoshenij v istorii pedagogiki Vostoka i Zapada (civilizacii Drevnosti i Srednevekov'ja). M., 2013. S. 661–682.]

Мордовцев Д. Л. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. [Mordovcev D. L. O russkih shkol'nyh knigah XVII veka. M., 1862.]

Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. М., 1973. [Panchenko A. M. Russkaja stihotvornaja kul'tura XVII veka. M., 1973.]

Петров А. Н. Об Афанасьевском сборнике XVII в. и заключающихся в нем азбуковниках // Памятники древней письменности, 120. Прил. 4. СПб., 1886. [Petrov A. N. Ob Afanas'evskom sbornike XVII v. i zakljuchajushhihsja v nem azbukovnikah // Pamjatniki drevnej pis'mennosti, 120. Pril. 4. SPb., 1886.]

Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – нач. XVIII вв. М., 1989. [Razvitie barokko i zarozhdenie klassicizma v Rossii XVII – nach. XVIII vv. M., 1989.]

РГАДА. Ф. 357. Д. 60. [RGADA. F. 357. D. 60.]

РНБ. F. XIV. 73. [RNB. F. XIV. 73.]

Серто, де, М. Изобретение повседневности. Кн.1. Искусство делать. СПб., 2013. [Serto, de, M. Izobretenie povsednevnosti. Kn.1. Iskusstvo delat'. SPb., 2013.]

Семячко С. А. Об автографе Диомида Серкова и сборнике Крины сельные // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2003. Т. 54. [Semjachko S. A. Ob avtografe Diomida Serkova i sbornike Kriny sel'nye // Trudy otdela drevnerusskoj literatury. SPb., 2003. T. 54.]

Семячко С. А. Авторграф Диомида Серкова в Библиотеке Академии Наук // Материалы и сообщения по фондам Рукописного отдела БАН. СПб., 2013. [Semjachko S. A. Avtorgraf Diomida Serkova v Biblioteke Akademii Nauk // Materialy i soobshhenija po fondam Rukopisnogo otdela BAN. SPb., 2013.]

Человек в культуре русского барокко. М., 2007. [Chelovek v kul'ture russkogo barokko. M., 2007.]

Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. [Fonkich B. L. Greko-slavjanskie shkoly v Moskve v XVII veke. M., 2009.]


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.