Книга – автор – читатель в поздних текстах В. Распутина

Nataliya Vadimovna Kovtun

Аннотация


В статье исследуется проблема взаимоотношений автора, читателя с художественным словом. Обращение к текстам В. Распутина как национального художника, чье творчество есть попытка нации постичь собственный путь, симптоматично. В текстах 1990-х гг. явлен новый герой – интеллектуальный пророк, близкий авторскому сознанию, для которого книга становится ориентиром и собеседником, но открывшееся знание лишено универсальности, не выходит за рамки личного опыта. В итоговой повести «Дочь Ивана, мать Ивана» писатель вынужден фиксировать, что влияние культуры на человеческую историю преувеличено, чтение книг стимулирует игру воображения, но уводит человека от исполнения родового предназначения. Все модели интеллектуального мессианства отступают перед интуитивно постигаемой истиной, открывающейся персонажам «вдруг» по высшей воле. В поздних текстах автор оспаривает и постулаты официальной церковности, и безусловность книжных идеалов, и саму логику истории. Он выступает с альтернативной программой, укорененной в национальном варианте веры (старообрядчество) и слове проповеди.

Ключевые слова


Распутин; позднее творчество; книга; чтение.

Полный текст:

PDF

Литература


Abasheva M. Na literaturnom fronte: bor'ba s kanonom v russkoj proze rubezha ХХ–ХХI vv. // Krizis literaturocentrizma: utrata identichnosti vs. novye vozmozhnosti. M., 2014. S. 115–137.

Afanas'ev A. Pojeticheskie vozzrenija slavjan na prirodu : v 3 t. M., 1994. T. 3.

Beri R. Filobiblon. M., 1984.

Zhitie protopopa Avvakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochinenija. M., 1960.

Izer V. K antropologii hudozhestvennoj literatury // Novoe literaturnoe obozrenie. 2008. № 94. S. 7–21.

Kovtun N. Staruha, angel, bogatyrka: genekraticheskij mif tradicionalistskoj prozy // Literaturnaja ucheba. 2010. № 4. S. 80–93.

Kovtun N. «Nikol'skij» i «georgievskij» kompleksy v povestjah V. G. Rasputina: kanon, narodno-pojeticheskaja interpretacija, istoriosofija avtora // Jesteticheskaja i massovaja kommunikacija: voprosy teorii i praktiki / pod red. N. Kovtun i E. Anisimovoj. Krasnojarsk, 2012. S. 64–93.

Kozlov S. V. Simvolika «puti» v sochinenijah Kirilla Turovskogo // Literaturnyj process i tvorcheskaja individual'nost'. Kishinev, 1990.

Lotman Ju. Roman A. S. Pushkina «Evgenij Onegin». Kommentarij. SPb., 1995.

Markovich V. M. Izbrannye raboty. SPb., 2008.

Panchenko A. M. Perehod ot drevnej russkoj literatury k novoj // Chtenija po drevnerusskoj literature. Erevan, 1980. S. 135–142.

Pecherskaja T. I. «Uzhel' ta samaja Tat'jana»? // Materialy k Slovarju sjuzhetov i motivov russkoj literatury : sb. nauch. tr. Vyp. 5 : Sjuzhety i motivy russkoj literatury. Novosibirsk, 2002. S. 130–138.

Plehanova I. I. Preobrazhenie tragicheskogo : v 2 ch. Ch. 1. Irkutsk, 2001.

Podrezova N. N. Stihotvorenie v proze V. G. Rasputina (zhanrovaja specifika «Videnija») // Tvorchestvo V. Rasputina. Otvety i voprosy / pod red. I. Plehanovoj. Irkutsk, 2014. S. 244–255.

Prokof'ev N. «Videnie» kak zhanr v drevnerusskoj literature // Voprosy stilja hudozhestvennoj literatury. Uch. zap. Mosk. gos. ped. in-ta. M., 1964. T. 231. S. 35–56.

Razuvalova A. «Vlijanie literatury i iskusstva na chelovecheskoe obshhestvo… preuvelicheno. V. Astaf'ev: «literatura» vs. «biologija» // Krizis literaturocentrizma: utrata identichnosti vs. novye vozmozhnosti. S. 479–498.

Rasputin V. V bol'nice // Rasputin V. G. Sobr. soch. : v 4 t. T. 2. S. 373–420.

Rasputin V. Videnie // Rasputin V. G. Sobr. soch. : v 4 t. Irkutsk, 2007. T. 3. S. 429–437.

Rasputin V. Vniz i vverh po techeniyu // Rasputin V. G. Sobr. soch. : v 4 t. Irkutsk, 2007. T. 2. S. 213–285.

Rasputin V. Novaja professija // Rasputin V. G. Sobr. soch. : 4 t. T. 4. S. 308–356.

Rasputin V. Doch’ Ivana, mat’ Ivana // Rasputin V. G. Sobr. soch. : v 4 t. T. 1. S. 131–361.

Robinson A. N. Zhizneopisanija Avvakuma i Epifanija: Issledovanija i teksty. M., 1963.

Rybal'chenko T. Intuicija metafizicheskogo v proze V. Rasputina // Tri veka russkoj literatury : Mezhdunar. nauch. konf., posvjashh. 70-letiju V. Rasputina : materialy. M. ; Irkutsk, 2007. S. 6–26.

Sen'kina T. M. Social'nye funkcii «durachestv» demokraticheskogo geroja russkoj volshebnoj skazki // Fol'kloristika Karelii. Petrozavodsk, 1978.

Smirnov V. Semantika imen v romane F. Dostoevskogo «Idiot» // Mundo Eslavo. 2013. № 12. S. 25–36.

Starobinskij Zh. Pojezija i znanie: Istorija literatury i kul'tury. M., 2002.

Toporov V. Obraz trikstera v enisejskoj tradicii // Tradicionnye verovanija i byt narodov Sibiri. Novosibirsk, 1987. S. 5–27.

Turysheva O. N. Kniga – chtenie – chitatel' kak predmet literatury. Ekaterinburg, 2011.

Florenskij P. Stolp i utverzhdenie Istiny. Opyt pravoslavnoj teodicei v dvenadcati pis'mah svjashh. Pavla Florenskogo. M., 1914.

Stepanova V. The poetics of interpretative ecphrasis in Valentin Rasputin’s story “Izba” // Zhurn. Sib. feder. un-ta. 2014. № 7 (5). S. 790–798.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru