«Царевна-лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля

Andrej Nikolaevich Merezhnikov

Аннотация


В статье рассматриваются особенности творческого метода М. А. Врубеля на примере создания композиционной системы картины «Царевна-Лебедь». Мастер, организовывая, генерируя композицию, никогда не имел какой-то отдельной формальной схемы в виде рисунка или чертежа. Моделирование изображения и его композиционное согласование — единый процесс. в ходе работы над композициями художник постоянно обращается к классическим «формулам» и конкретно к произведениям Рафаэля. Врубель расширил свое понимание классики, обогатив его восприятием византийской культуры и, в частности, древнерусского искусства. Этот синтез представляет собой альтернативу дифференцированности отечественного искусства второй половины ХIХ — начала ХХ в., для которого важна была возможность позиционировать себя как «национальное». В картине «Царевна-Лебедь» за явным «театрально-сказочным» сюжетом у Врубеля скрывается другой, более важный — раскрытие темы метаморфозы, превращения, трактуемого как преображение, восходящего к общехристианскому пониманию смерти как преддверия воскресения.

Ключевые слова


творческий метод М. А. Врубеля; композиционная система;

Полный текст:

Без имени (English)

Литература


Vrubel'. Perepiska. Vospominanija o hudozhnike / sost. Je. P. Gomberg-Verzhbinskaja i dr. L., 1963.

Dmitrieva N. A. Mihail Vrubel'. Zhizn' i tvorchestvo. M., 1988.

Sarab'janov D. V. Istorija russkogo iskusstva konca XIX – nachala XX veka. M., 1993.

Suzdalev P. K. Vrubel'. Lichnost', mirovozzrenie, metod. M., 1984.

Fedorov-Davydov A. A. Mihail Aleksandrovich Vrubel'. M., 1966.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.