Поэтика долгого и замедленного кадров в поэзии Алексея Сальникова

Yulia Sergeevna Podlubnova

Аннотация


Статья анализирует случаи использования техник и приемов кинематографа в рамках текстообразующих стратегий современной поэзии. На примере творчества уральского поэта Алексея Сальникова (1978 г. р.), сочетающего художественные возможности слова и визуальные техники, выявляется востребованность поэтики долгого и замедленного кадров в стихотворных текстах. Долгие и замедленные кадры, в целом синтезирующие возможности кинематографа и фотоискусства, в поэзии уральского автора характеризуются утратой оппозиционных значений в смысловых связках «предметность / фактологичность», «постановочность / случайность», «длительность / мгновенность». Их сочетание и чередование в поэтическом тексте отражают специфику художественного видения, во многом связанного с отстраняющей установкой автора, делегирующего свою визуальную функцию субъекту, включенному в самоценный процесс переживания действительности. Визуальные ряды А. Сальникова — не что иное, как способ выражения через визуальное экзистенциального, где увиденное является лишь отправной точкой для моделирования переживания той или иной ситуации, в которой первостепенное значение имеет сам процесс переживания, обладающий определенными темпоральными характеристиками. Потому долгие и замедленные кадры с их пролонгированностью и особым фокусом оказываются важнейшими элементами поэтики А. Сальникова.

Ключевые слова


современная уральская поэзия; Алексей Сальников; поэтика кадра; долгие и замедленные кадры; темпоральность; фокус повествования.

Полный текст:

PDF

Литература


Александров А. Желтый после красного [Электронный ресурс] // Волга. 2013. № 7–8. URL: http://magazines.russ.ru/volga/2013/7/17a.html (дата обращения: 14.03.2016).

Андреева В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива (на материале современной немецкоязычной прозы) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2009.

Арсенова Т. А. Кинофильм как модель хронотопа прошлого в лирическом сознании Бориса Рыжего // Вестн. Удмурт. гос. ун-та. 2011. Сер. 5 : История и филология. Вып. 4. С. 83–89.

Базен А. Что такое кино? : сб. ст. М. : Искусство, 1972.

Бродский И. Полторы комнаты [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/rooms.txt (дата обращения: 14.03.2016).

Данилова В. Д. Использование техники долгого кадра для визуализации идей в российском артхаусном кино (на примере киноленты «Овсянки») // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2014. № 169. С. 121–125.

Житенев А. А. Поэзия неомодернизма. СПб. : ИНА-ПРЕСС, 2012.

Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М. : Индрик, 2013.

Кадочникова И. С. Синтез искусств в лирике Ю. Левитанского и А. Тарковского : автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2011.

Книжная полка Данилы Давыдова [Электронный ресурс] // Новый мир. 2006. № 9. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/9/dd20.html (дата обращения: 14.03.2016).

Кукулин И. В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М. : НЛО, 2015.

Кутенков Б. На другой стороне воды [Электронный ресурс] // Бельские просторы. 2013. № 1 (170). URL: http://www.bp01.ru/public.php?public=2801 (дата обращения: 14.03.2016).

Настин П. Точка с запятой: поэзия и фотография [Электронный ресурс]. URL: http://hiero.ru/article.php?id=semicolon (дата обращения: 14.03.2016).

Поэзия : учебник / Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. М. : ОГИ, 2016.

Сальников А. Дневник снеговика. New York : Ailuros Publishing, 2013.

Сальников А. Отдел [Электронный ресурс] // Волга. 2015. № 7–8. URL: http://magazines.russ.ru/volga/2015/8 (дата обращения: 14.03.2016).

Санникова Н. Алексей Сальников. Стихи 1999–2013 гг. Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014. 60 с. [Электронный ресурс] // Воздух. 2014. № 4. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2014-4/hronika (дата обращения: 14.03.2016).

Современная уральская поэзия: антология. 2004–2011 / ред. В. О. Кальпиди. Челябинск : Десять тысяч слов, 2011.

Созина Е. К. Северные нарративы начала ХХ в. (М. Пришвин, К. Жаков) // Дергачевские чтения — 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Т. 3 / сост. А. В. Подчиненов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 184–189.

Суворова К. Из бездны в бездну и обратно // Вещь. 2013. № 8. С. 115–118.

Тименчик Р. Д. Стихоряд и киноязык в русской культуре начала XX века // Finitis duodecim lustris : сб. ст. к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана / сост. С. Г. Исаков. Таллин : Ээсти раамат, 1982. С. 136–139.

Уральская новь. 2003. № 16. URL: http://magazines.russ.ru/urnov/2003/16/sal.html (дата обращения: 14.03.2016).

Харитонова Е. В. Мотив снега в поэзии Б. Рыжего: формы репрезентации, фольклорные и литературные истоки // Литература Урала: история и современность / отв. ред. Е. К. Созина. Екатеринбург : УрО РАН ; Объединенный музей писателей Урала ; Изд-во АМБ, 2006. С. 376–382.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.3.052

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru