К вопросу о закрытии Афинской Академии в 529 г.

Anna Mikhailovna Bolgova

Аннотация


Статья посвящена одному из наиболее значимых событий в культурной жизни Византии периода правления императора Юстиниана I — закрытию языческой философской школы в Афинах в 529 г. Основываясь на юридических источниках, автор приходит к выводу, что законодательные акты Юстиниана не были непосредственно связаны с Афинской Академией, но имели общеимперский характер. Политика императора в сфере образования была направлена не на закрытие отдельных языческих школ, а на ликвидацию преподавания классической философии на всей территории Византии. По свидетельству хроники Иоанна Малалы, специального указа о закрытии Афинской школы не существовало. Опираясь на источниковедческие исследования Й. Турна, автор приходит к выводу, что содержание указа 529 г. касалось преподавателей философии, гадателей, астрологов и содержателей игорных притонов. В дальнейшем указ был выполнен местными муниципальными властями, и к 531 г. Афинская школа прекратила свое существование. В заключение автор указывает на основную тенденцию в эволюции ранневизантийской высшей школы VI в.: оптимальной моделью для нее была классическая по содержанию, но христианизированная по форме управления.

Ключевые слова


Византия; Юстиниан; Афинская философская школа; классическое образование; язычество; христианство.

Полный текст:

PDF

Литература


Beaucamp, J. (2002). Le philosophe et le joueur. La date de la “fermeture de l’École d’Athènes”. Travaux et mémoires, 14, 21–35. (In French)

Bidez, I., & Cumont, F. (Eds.) (1922). Imp. Caesaris Flavii Claudii Iualiani Epistulae, Leges, Poematia, Fragmenta varia. Paris: Les Belles Lettres.

Blumenthal, H. J. (1978). 529 and Its Sequel: What Happened to the Academy? Byzantion: revue internationale des études byzantines, 48, 369–385.

Bolgov, N. N. (2014). Rannevizantiiskaia Gaza v Palestine: gorod i ego pisateli [Gaza in Palestine in the Early Byzantine Period: The City and Its Writers]. Antichnaia drevnost’ i srednie veka, 42, 38–52. (In Russian)

Bury, J. B. (1923). History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian, A.D. 395–565. London: Macmillan.

Büttner-Wobst, Th. (Ed.) (1897). Ioannis Zonarae Epitomae historiarum libri XIII–XVIII. T. 3. Corpus scriptorum historiae Byzantinae (Vol. 49). Bonn: Weber.

Cameron, A. (1985). The Last Days of the Academy at Athens. In A. Cameron, Literature and Society in the Early Byzantine World (Pt. XIII, pp. 7–30). London: Variorum Reprints.

Chuvin, P. (1990). A Chronicle of the Last Pagans. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Dindorf, L. (Ed.) (1831). Ioannis Malalae Chronographia. Corpus scriptorum historiae Byzantinae (Vol. 28). Bonn: Weber.

Gerostergios, A. (2010). Justinian Velikii — imperator i sviatoi [Justinian the Great: An Emperor and a Saint]. Moscow: Izdatel’stvo Sretenskogo monastyria. (In Russian)

Hällström, G. (1994). The Closing of the Neoplatonic School in A.D. 529: An Additional Aspect. In P. Castrén (Ed.), Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A.D. 267–529 (pp. 141–160). Helsinki: Finnish Institute at Athens.

Heine, R. E. (2011). Origen: Scholarship in the Service of the Church. Christian theology in context. Oxford; New York: Oxford University Press.

Jeffreys, E. (2003). The Beginning of Byzantine Chronography: John Malalas. In G. Marasco (Ed.), Greek and Roman Historiography in Late Antiquity: Fourth to Sixth Century A.D. (pp. 497–527). Leiden; Boston: Brill.

Jeffreys, E., Jeffreys, M., & Scott, R. (Eds.) (1986). Chronicle of John Malalas. Byzantina Australiensia (Vol. 4). Melbourne: Australian Association for Byzantine Studies.

Krüger, P. (Ed.). (1905). Corpus iuris civilis (Vol. 2: Codex Iustinianus). Berlin: Weidmann.

Krüger, P., & Mominsen, Th. (Eds.). (1905). Theodosiani libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes (Vol. 1). Berlin: Weidmann.

Krumbacher, K. (1897). Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches (527–1453). München: Verlag C. H. Beck. (In German)

Niebuhrius, B. G. (Ed.). (1828). Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque (Vol. 2). Corpus scriptorum historiae Byzantinae (Vol. 3). Bonn: Weber.

Procopius (1935). The Anecdota or Secret History. Loeb Classical Library (Vol. 290). Cambridge: Harvard University Press.

Rudakov, A. P. (1997). Ocherki vizantiiskoi kul’tury po dannym grecheskoi agiografii [Byzantine Culture according to the Data of Greek Hagiography]. Saint Petersburg: Aleteiia. (In Russian)

Samodurova, Z. G. (1984). Shkoly i obrazovanie [Schools and Education]. In Z. V. Udal’tsova (Ed.), Kul’tura Vizantii. IV — pervaia polovina VII v. [Culture of Byzantium, 4th — First Half of the 7th c.] (pp. 478–503). Moscow: Nauka. (In Russian)

Schemmel, F. (1908). Die Hochschule von Athen im IV. und V. Jahrhundert p. Ch. n. Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Literatur und für Pädagogik, 22, 494–513. (In German)

Serov, V. V. (2001). K voprosu o meste kurii v rannevizantiiskom gosudarstve: finansovyi aspekt [On the Question of the Place of Curiae in the Early Byzantine State: The Financial Aspect]. Vizantiiskii vremennik, 60 (85), 46–55. (In Russian)

Sorabji, R. (2012). Waiting for Philoponus. In R. Sorabji (Ed.), Aeneas of Gaza: Theophrastus with Zacharias of Mytilene, Ammonius (pp. VII–XXX). Bristol: Bristol Classical.

Svetlov, R. V., & Lukomskii, L. Iu. (2000). Damaskii Diadokh kak predstavitel’ afinskoi shkoly neoplatonizma [Damascius Diadochus as a Representative of the Athenian School of Neoplatonism]. In R. V. Svetlov, & L. Iu. Lukomskii (Eds.), Damaskii Diadokh. O pervykh nachalakh [Damascii Successoris De primis principiis] (pp. 755–828). Moscow: Russkii Khristianskii gumanitarnyi institut. (In Russian)

Thurn, I. (Ed.). (2000). Ioannis Malalae Chronographia. Corpus fontium historiae Byzantinae (Vol. 35). Berlin; New York: De Gruyter.

Trigg, J. W. (1998). Origen. Early Church Fathers. London; New York: Routledge.

Vedeshkin, M. A. (2014). Iazychniki Vostochnoi Rimskoi imperii v VI v. [Pagans of the Eastern Roman Empire in the 6th Century]. In N. N. Bolgov (Ed.), Klassicheskaya i vizantijskaya traditsiya [Classical and Byzantine Tradition] (pp. 228–234). Belgorod: Belgorodskii gosudarstvennyi universitet. (In Russian)

Watts, E. J. (2004). Justinian, Malalas, and the End of Athenian Philosophical Teaching in A.D. 529. Journal of the Roman Studies, 94, 168–182.

Watts, E. J. (2006). City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley: University of California Press.

Whittow, M. (1990). Ruling the Late Roman and Early Byzantine City: A Continuous History. Past & Present, 129, 3–29.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.3.054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru