Поколение, образовавшее субкультуру: репрезентации стиляжничества в произведениях 1990–2000-х гг.

Olga Yurievna Bagdasaryan

Аннотация


Статья посвящена феномену стиляг в литературе 1990–2000-х гг. На материале книг В. Славкина, А. Козлова, Г. Литвинова исследуются авторские варианты репрезентации стиляжничества. В статье подробно анализируется книга В. Славкина «Памятник неизвестному стиляге», один из первых текстов мемуарного характера, пытающийся представить стиляг как важное поколенческое явление. Анализ книги как ансамблевого единства свидетельствует о сосуществовании двух противоречащих друг другу тенденций: мифологизирующей стиляг как «особое поколение» и деконструирующей авторский миф о романтической фигуре будущего шестидесятника, обманутого историей. В мемуарных текстах А. Козлова «Козел на саксе» стиляги представлены как «люди его поколения», однако для автора стиляги в первую очередь приверженцы джаза, потому их история вписана здесь в историю музыкальных стилей. Книга Г. Литвинова «Стиляги: как это было» отсылает к «Памятнику неизвестному стиляге», вмещает в себя попытку энциклопедического описания феномена как явления субкультуры, реплики бывших стиляг, иллюстрации и фотографии. Ансамблевая структура книги создает эффект диссонанса — расхождения между авторской попыткой «завершить» феномен и противоречивыми живыми свидетельствами эпохи. В целом все представленные варианты осмысления феномена стиляг выглядят как попытка проговорить опыт поколения, но свидетельствуют, скорее, о невозможности описать историю стиляг как коллективную / общую судьбу.

Ключевые слова


литература ХХ–ХХI вв.; стиляги; поколение; субкультура; ансамблевое единство.

Полный текст:

PDF

Литература


Aksenov, V. (2006). Negativ polozhitel’nogo geroia [The Negative of a Positive Character]. Moscow: Eksmo. (In Russian)

Bogdanova, P. (2007). Logika peremen. Anatolii Vasil’ev: mezhdu proshlym i budushchim [The Logic of Change. Anatoly Vasilyev: Between Past and Future]. Moscow: NLO. (In Russian)

Dubin, B. (2002, March-April). Pokolenie: sotsiologicheskie granitsy poniatiia [Generation: Sociological Boundaries of the Term]. Monitoring obshchestvennogo mneniia, 2 (58), 11–15. (In Russian)

Kozlov, A. (2008). Kozel na sakse [Kozel Playing the Sax]. Moscow: Vagrius. (In Russian)

Kozlov, A. «Stiliagi» i «zolotaia molodezh’» stalinskikh vremen [Stilyagi and the Gilded Youth of the Stalin Time]. Retrieved from http://alexeykozlov.com/?p=5945. (In Russian)

Litvinov, G. (2009). Stiliagi: kak eto bylo: dokumental’nyi roman G. Litvinova [Stilyagi: How It Happened: A Documentary Novel by G. Litvinov]. Saint Petersburg: Amfora. (In Russian)

Rot-Ai, K. (2004). Kto na p’edestale, a kto v tolpe? Stiliagi i ideia sovetskoi «molodezhnoi kul’tury»

v epokhu «ottepeli» [Who Is on the Pedestal, and Who Is in the Crowd? The Stilyagi and the Idea of Soviet Youth Culture during the Thaw]. Neprikosnovennyi zapas, 4 (36). Retrieved from http://

magazines.russ.ru/nz/2004/4/ra4.html. (In Russian)

Slavkin, V. (1996). Pamiatnik neizvestnomu stiliage [Monument to the Unknown Stilyaga]. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr. (In Russian)

«Stiliagi» V. Todorovskogo: Interv’iu s V. Todorovskim (2008, December 17) [An Interview with V. Todorovsky]. Rossiiskaia gazeta. Retrieved from https://rg.ru/2008/12/17/stilyagi.html. (In Russian)

Vasil’ev, A. (1981). Novaia drama, novyi geroi [New Drama, New Character]. Literaturnoe obozrenie, 1, 86–89. (In Russian)

Vasilinina, I. (1986). Kazhdyi sobiraet svoi buket [Everyone Arranges Their Own Bouquet].

Teatr, 2, 62–70. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.4.070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru