Cтилистические и технико-технологические аспекты атрибуции буддийской скульптуры из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств

Victoria Vladimirovna Demenova, Denis Vladimirovich Ilyichev

Аннотация


Статья посвящена обнародованию результатов стилистического и материаловедческого исследования буддийской металлической скульптуры из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств, сделанной в смешанной технике выколотки и отливки. Материаловедческая часть статьи содержит данные о составе металла скульптур (замеры состава металла головы, тела и пьедестала показали, что они отличаются друг от друга), анализируется корректность применения материаловедческого метода исследования в атрибуции буддийской пластики. Исследование проводилось с помощью оборудования Лаборатории экспертизы и реставрации объектов культуры департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» Уральского федерального университета.

В рамках статьи описывается история школы Долоннор (Внутренняя Монголия), к которой принадлежат рассматриваемые скульптуры. Уделяется внимание истории изучения европейскими и отечественными исследователями буддийского искусства данного региона, расцветшего благодаря уникальному сочетанию деятельности высших буддийских иерархов (начиная со знаменитого Дзанабадзара и до пекинских Джанджа-хутухт) в совокупности с покровительством монастырям и мастерским императоров династии Цин.

Среди долоннорских образцов две скульптуры авторы атрибутируют как сделанные «в стиле Долоннор», но созданные в мастерских Европы и Китая. Приводятся аналоги, а также мнения специалистов Эрмитажа и Национального музея Бурятии относительно данной атрибуции.


Ключевые слова


буддийское искусство; буддийская скульптура; атрибуция; школа Долоннор (Внутренняя Монголия); Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

Полный текст:

Без имени

Литература


Andreev, A. I. (1992). Iz istorii peterburgskogo buddiiskogo khrama [From the History of the Saint Petersburg Buddhist Temple]. Orient, 1, 6–37. (In Russian)

Brepol, E. (1982). Teoriia i praktika iuvelirnogo dela [Theory and Practice of Jewelry]. Leningrad: Mashinostroenie. (In Russian)

Demenova, V. V. (2015). Istoki formirovaniia kollektsii buddiiskogo iskusstva na Urale (Irbit, Yekaterinburg, Chelyabinsk) [Sources of Buddhist Art Collections’ Formation in the Urals (Irbit, Yekaterinburg, Chelyabinsk)]. In A. O. Boronoev (Ed.), Buddiiskaia kul’tura: istoriia, istochnikovedenie, iazykoznanie i iskusstvo. Shestye Dorzhievskie chteniia «Buddizm i sovremennyi mir»: materialy konf. [Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and Art. Sixth Dorzhiyevsky Readings “Buddhism and the Modern World”. Conference Proceedings] (pp. 302–309). Saint Petersburg: Giperion. (In Russian)

Dubrovin, A. F. (1988). About the Limits of Natural and Artificial Contents of the Main Components in Buddhist Sculpture Alloys. Bulletin of the Metal Museum, 13, 22–30.

Dubrovin, A. F. (2012). Nekotorye problemy atributsii buddiiskoi skul’ptury [Some Issues of Buddhist Sculpture Attribution]. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia, 10 (100), 60–67. (In Russian)

Elikhina, Yu. I. (2006). Buddiiskie dary domu Romanovykh iz Galerei Dragotsennostei [Buddhist Gifts to the House of Romanov from the Gallery of Jewels]. In N. A. Zakharova (Ed.), Iuvelirnoe iskusstvo i material’naia kul’tura [Jewelry Art and Material Culture] (pp. 14–20). Saint Petersburg: The State Hermitage Press. (In Russian)

Elikhina, Yu. I. (2010). Mongol’skie kollektsii Gosudarstvennogo Ermitazha [Mongolian Collections of the State Hermitage]. In I. V. Kul’ganek, L. G. Skorodumova, & N. S. Iakhontova (Eds.), Mongolica-IX. Sbornik statei [Mongolica-IX. Collected Works] (pp. 117–122). Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie. (In Russian)

Ganevskaia, E. V., Dubrovin, A. F., & Ogneva, E. D. (2004). Piat’ semei Buddy. Metallicheskaia skul’ptura severnogo buddizma IX–XIX vv. iz sobraniia GMV [Five Families of Buddha. Metal Sculpture of Northern Buddhism of the 9–19th Centuries from the Collection of the State Museum of Oriental Art]. Moscow: Editorial URSS. (In Russian)

Gettens, R. J. (1969). The Freer Chinese Bronzes. Technical Studies (Vol. 2). Washington, D. C.: Smithsonian Institution.

Hua, J. (2015). Mining and Metallurgical Technology. In Y. Lu (Ed.), A History of Chinese Science and Technology (Vol. 3, pp. 195–275). Shanghai Jiao Tong University Press, Shanghai and Springer-Verlag Berlin Heidelberg.

Janja Rolbi Dorzhe. (1997). Drevo Sobraniya Trekhsot Izobrazhenii [A Tree of Three Hundred Pictures]. Saint Petersburg: Alga-Fond. (In Russian)

Jett, P. (1993). A Study of the Gilding of Chinese Buddhist Bronzes. In S. La Niece, & P. Craddock (Eds.), Metal Plating and Patination (pp. 193–200). London: Butterworth-Heinemann.

Jett, P. & Chase, W. T. (2000). The Gilding of Metals in China. In T. D. Weisser (Ed.), Gilded Metals: History, Technology and Conservation (pp. 145–55). London: Butterworth-Heinemann.

Jett, P. & Douglas, J. G. (1992). Chinese Buddhist Bronzes in the Freer Gallery of Art: Physical Features and Elemental Composition. Materials Issues in Art and Archaeology III. In P. B. Vandiver, J. R. Druzik, G. S. Wheeler, & I. C. Freestone (Eds.), Material Research Society Symposium Proceedings 27 April — 1 May 1992 (pp. 205–223). Pittsburgh: Material Research Society.

Terentyev, A. A. (2010). Sandalovyi Budda radzhi Udaiany [The Sandalwood Buddha of King Udayana]. Saint Petersburg: Nartang (Izdanie A. Terentyeva). (In Russian)

Uspensky, V. L. (2004). Tibetskii buddizm v Pekine pri dinastii Tsin (1644–1911) v kul’turno-istoricheskom kontekste epokhi [Tibetan Buddhism in Beijing under Qing Dynasty (1644–1911) in the Cultural and Historical Context of the Era] (habilitation dissertation). Saint Petersburg. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.