Миниатюры рагамала в коллекции Государственного музея Востока: опыт атрибуции

Alexander Nikolaevich Babin

Аннотация


Статья посвящена девяти индийским миниатюрам из собрания Государственного музея Востока (Москва). Целью исследования является введение в научный оборот сведений о данных работах, уточнение их атрибуций. Все девять листов были внимательно изучены, проведен иконографический, текстологический и формально-стилистический анализ предметов. Также был осуществлен поиск композиционных и стилевых аналогов среди произведений индийской живописи (преимущественно из зарубежных собраний), опубликованных в каталогах, монографиях, статьях, и сети Интернет (на сайтах музеев и библиотек); выявленные экземпляры были тщательно проанализированы. Рассматриваемые работы были определены как миниатюры, входившие в серии рагамала; в некоторых случаях удалось уточнить также время и регион их создания. Рагамала — уникальное явление средневековой живописи Индостана, подразумевающее визуализацию такого сложного явления индийской классической музыки, как рага. Музыкальный материал воплощается посредством изображения сюжетных композиций, которые могут иметь сходные мотивы с миниатюрами серий «барамаса» («Двенадцать месяцев»), «наяка-найика» (типажи героев и героинь классической драмы) и др. Это обстоятельство обусловило повышенное внимание к иконографическим схемам и подписям рассматриваемых произведений. Настоящая статья является результатом пятилетней работы по выявлению и атрибуции миниатюр рагамала в коллекции Государственного музея Востока.


Ключевые слова


Индия; раджпутская миниатюра; серии рагамала; рага; рагини; музыка Хиндустани; иконография; Государственный музей Востока.

Полный текст:

PDF

Литература


Archer, W. G. (1951). Central Indian Painting. London: Faber and Faber.

Archer, W. G. (1960). Indian Miniatures. New York: New York Graphic Society.

Atmanova, Y. G. (2010). Portret mogol’skogo padishaha iz sobraniia Gosudarstvennogo muzeia Vostoka [Portrait of Mughal Padishah in the Collection of the State Museum of Oriental Art]. Vestnik MGUKI, 6, 247–251. (In Russian)

Atmanova, Y. G. (2012). Portret padishaha Dzhahangira iz sobraniia GMV (k voprosu atributsyi) [Portrait of Padishah Jahangir in the Collection of the State Museum of Oriental Art (On the Issue of Attribution)]. Vestnik Moskovskogo universiteta, Series 8, History, 1, 131–142. (In Russian)

Daljeet, Dr., & Jain, P. C. (2006). Indian Miniature Painting: Manifestation of a Creative Mind. New Delhi: India Brijbasi Art Press.

Dallapiccola, A.-L., & Isacco, E. (1977). Ragamala: Exposition Mars 1977. Paris: Galerie Marco Polo.

Dye, J. M. (1980). The Chronology and Stylistic Development of 17 c. Malwa Painting (doctoral dissertation). New York University.

Ebeling, K. (1971). Confusing Iconographies in Rajput Ragamalas. Baroda Museum Bulletin, 23, 35–70.

Ebeling, K. (1973). Ragamala Painting. New Delhi: Ravi Kumar.

Karlova, E. M. (2013). Iskusstvo i kul’tura Indii. Putevoditel’ po postoiannoi ekspozitsii i kollektsii GMV [Indian Art and Culture. A Guide to the Exhibition and Collection of the State Museum of Oriental Art]. Moscow: State Museum of Oriental Art. (In Russian)

Karpova, N. K. (1975). Indiiskaia miniatiura v sobranii GMINV [Indian Miniature in the Collection of the State Museum of Oriental Art]. Nauchnye soobshcheniia Gosudarstvennogo muzeia iskusstva narodov Vostoka, 3, 83–135. (In Russian)

Morozova, T. E. (2003). Raga v muzyke Hindustani. Sovremennyi period [Raga in Hindustani Music. Modern Period]. Moscow: Ikar. (In Russian)

Pal, P. (1993). Indian Painting, A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection (1000–1700) (Vol. 1). Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art.

Powers, H. (1980). Illustrated Inventories of Indian Ragamala Painting. Journal of the American Oriental Society, 100, 4, 473–493.

Roy, M. (2008). 50 x India: de 50 mooiste miniaturen van het Rijksmuseum = The 50 Most Beautiful Miniatures from the Rijksmuseum. Amsterdam: Rijksmuseum.

Sheptunova, I. I. (2002a). “Babur-name”: tekst i illiustratiyia [“Babur-namah”: Text and Illustrations]. Nauchnye soobshcheniia Gosudarstvennogo muzeia iskusstva narodov Vostoka, 25, 160–190.

(In Russian)

Sheptunova, I. I. (2002b). K voprosu atributsii miniatiury mogol’skoi shkoly v sobranii GMV [On the Issue of Attribution of Mughal School Miniature in the Collection of the State Museum of Oriental Art]. Nauchnye soobshcheniia Gosudarstvennogo muzeia iskusstva narodov Vostoka, 25, 190–213. (In Russian)

Sheptunova, I. I. (2005). Babur-name. Miniatiury iz sobraniia Gosudarstvennogo muzeia Vostoka [Babur-namah. Miniatures in the Collection of the State Museum of Oriental Art]. Samara: Agni. (In Russian)

Sodhi, J. (1999). A Study of Bundi School of Painting. New Delhi: Abhinav Publications.

Topsfield, A. (2014). In the Realm of Gods and Kings: Arts of India. London: Philip Wilson Publishers.

Waldschmidt, E., & Waldschmidt, R. L. (1975). Miniatures of Musical Inspiration Part II, Ragamala — Pictures from Northern India and the Deccan. Berlin: Museum für Indische Kunst.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.002

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru