История, анализ и атрибуция японской фарфоровой продукции Арита (на примере коллекции Иркутского областного художественного музея)

Anatoly Ivanovich Shinkovoy

Аннотация


В статье, основанной на вещественном материале музейной коллекции, приводится история возникновения фарфора Арита, одного из ведущих керамических центров Японии. Называются основоположники японского фарфора. Показан поступательный ход керамической продукции, ставшей конкурентоспособной китайской. Рассказывается о том, как японским гончарам удалось наладить выпуск ценной фарфоровой продукции, которую, кроме голландских купцов, скупали и китайские торговцы фарфором. Особое значение придается периоду Мэйдзи, его обновленческим преобразованиям, когда закладывалась современная культура японского народа. Создаваемая модернизация традиционных форм производства, позволила сохранить самобытность национальной культуры, в том числе отразившуюся в декоре росписи фарфора. Характеризуются художественные стили росписи: какиэмон, иро-набэсима, имари-нисикидэ, получившие всемирную известность. Мастера, создавшие их, стали национальным достоянием японского народа: им была свойственна не только преемственная связь между поколениями гончаров, но и глубокое знание традиционно отлаженных производственных циклов, принятых на конкретных керамических предприятиях. Анализируется коллекционный фарфор, как основной источник исследования, перевернувший представления европейцев о художественных промыслах Японии, ранее считавшихся неразвитыми. Проводится атрибуция изделий по маркам и авторским надписям.


Ключевые слова


атрибуция; история искусства; музейные коллекции; китайский фарфор; японский фарфор; Арита; роспись.

Полный текст:

PDF

Литература


Arapova, T. B. (1977). Kitajskij farfor v sobranii Jermitazha. Konec XIV — pervaja tret’ XVIII veka [Chinese Porcelain in the Hermitage Collection. Late 14th — 1st Third of the 18th Centuries]. Leningrad: Avrora. (In Russian)

Bodur, F. (1986). The Sabanci Collection of Sculpture and Porcelain. Sabanci Heykel Ve Porselen Kolleksiyonu. Istanbul: Akbank’in Bir Kultur Hizmeti. (In English and Turkish)

Chaffers, W. (1903). Marks and Monograms on Pottery and Porcelain. London: Black.

Dolin, A. A. (1990). Novaja japonskaja pojezija [New Japanese Poetry]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Fisher, S. U. (1994). Marki anglijskogo farfora i fajansa [Brands of English Porcelain and Faience]. Moscow: Vasanta. (In Russian)

Ford, B. B., & Impey, O. R. (1990). Japanese Art from the Gerry Collection in the Metropolitan Museum of Art. New York.

Fumio, N. (1995). Yakimono [Porcelain Stoneware]. Tokyo: Kaisha sjejtosja. (In Japanese)

Idegava, N. (1983). Yakimono Kantei Njumon [An Introduction to the Examination of Pottery]. Tokyo: Sintjosa. (In Japanese)

Japanese Pottery Being a Native Report with an Introduction and Catalogue. British Museum. (1880). London: Chapman and Hall.

Ksenofontova, R. A. (1980). Japonskoe tradicionnoe goncharstvo XIX — pervoj poloviny XX veka [The Japanese Traditional Pottery of the 19th –First Half of the 20th Centuries]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Kverfeldt, Je. K. (1940). Farfor [Porcelain]. Leningrad: The State Hermitage Museum. (In Russian)

Mew, E. (1909). Japanese Porcelain. London: T. C. & E. C. Jack; New York: Dodd, Mead.

Midzumati, V. (1954). Honpo dziki-but suck [The Beginning of Our Porcelain Manufacture]. Tokyo: Iwanami. (In Japanese)

Mitsuoko, T. (1960). Ceramic Art of Japan. Tokyo: Japan Travel Bureau. (In Japanese)

Penkala, M. (1963). Far Eastern Ceramics. Marks and Decoration. The Hague: Mouton & Co.

Prudnikov, I. E., Zubrij, E. S., & Ogorodnikova, T. P. (Eds.). (1993). Irkutskij hudozhestvennyj muzej imeni V. P. Sukachjova: Zhivopis’. Grafika. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [The Irkutsk Art Museum Named after V. P. Sukachyov. Painting. Graphics. Arts and Crafts]. Saint Petersburg: ARS. (In Russian)

Reichel, F. (1981). Early Japanese Porcelain. Arita Porcelain in the Dresden Collection. Leipzig: Licence No.

Shinkovoy, A. I. (1999). K voprosu o sozdanii i atribucii dvuh japonskih vaz [On the Creation and Attribution of Two Japanese Vases]. Voprosy teorii i praktiki muzejnogo dela. Istoricheskie i kul’turnye tradicii kraja: materialy nauch. konf. «Sukachjovskie chtenija — 1998» [Issues of the Theory and Practice of Museum Affairs. Historical and Cultural Traditions of the Region: International Academic Conference “Sukachyov Readings — 1998”] (Issue 5, pp. 70–76). Irkutsk. (In Russian)

Sovetskaja Rossija. (1991, September 6). 168, pp. 4. (In Russian)

Tokuro, K. (Ed.). (1972). Gjensjoku toki dajdzitjen [Great Encyclopaedic Dictionary of Basic Colors in Ceramics]. Tokyo. (In Japanese)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru