Всемирные выставки второй половины XIX в. как один из источников китайских реминисценций в отечественном камнерезном искусстве

Sergei Yevgenyevich Vinokurov, Liudmila Alekseevna Budrina

Аннотация


Статья посвящена ретроспективному анализу демонстрации камнерезного искусства Китая на Всемирных выставках второй половины XIX в., как одного из важных путей проникновения в отечественное камнерезное искусство китайского влияния. На основе официальных изданий Всемирных выставок (каталогов, рапортов, отчетов), а также периодической печати указанного периода дается подробное (насколько это возможно) описание предметного состава китайских отделов. Особое внимание уделено наличию или отсутствию произведений из камня в составе экспозиций. Приводятся выдержки и цитаты, иллюстрирующие внимательное отношение европейских авторов и посетителей к важнейшим характеристикам китайского камнерезного искусства. Анализируя предметный состав экспозиций китайских отделов, авторы приходят к выводу о том, что Всемирные выставки стали одним из важных факторов, повлиявших на появление в последней трети XIX в. в ассортименте основных камнерезных фабрик России ряда произведений, объединенных особой экзотической стилистикой. Подчеркивается, что заимствования русскими камнерезами отдельных приемов, элементов эстетической программы китайских произведений не являлись буквальным цитированием конкретных предметов или декора дальневосточного искусства.


Ключевые слова


Всемирные выставки; камнерезное искусство; Китай; Петергофская гранильная фабрика; Екатеринбургская гранильная фабрика; фирма Фаберже; кросс-культурные связи; Европа — Восток в искусстве.

Полный текст:

Без имени

Литература


Bei den Chinesen [At the Chinese]. (1873, June 15). Morgen-Post. Weltausstellungs-Beilage, 163. (In Deutsch)

Budrina, L. A., & Vinokurov, S. E. (2014). Kitaiskie reministsentsii v otechestvennom kamnereznom iskusstve XIX — nachala XX veka [Chinese Reminiscences in the Russian Lapidary Art of the 19th — Early 20th Centuries]. In Z. Yu. Tayurova, & O. A. Shchinova (Eds.), Tvorchestvo A. K. Denisova-Ural‘skogo i khudozhestvennaia kul‘tura Urala: evropeiskii kontekst i regional‘naia samobytnost‘ (pp. 18–23). Yekaterinburg: EMII. (In Russian)

Bush. Collection online. Metropolitan Museum of Art. Retrieved from http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/56193.

Chine [China]. (1889). In Exposition Universelle de Paris 1889. Centenaire de la Révolution française [Paris Universal Exposition of 1889. A Centenary of the French Revolution]. Retrieved from http://www.worldfairs.info/expopavillondetails.php?expo_id=6&pavillon_id=960. (In French)

Exposition universelle. Rapports du jury international [Universal Exposition. Reports of the International Jury] (Vol. 3). Groupe III, classes 14 à 26. (1867). Paris: Imprimerie administrarive de Paul Dupont. (In French)

Fabergé, T. F., Gorynia, A. S., & Skurlov, V. V. (2012). Faberzhe i peterburgskie iuveliry: Sbornik memuarov, statei, arkhivnykh dokumentov po istorii russkogo iuvelirnogo iskusstva [Fabergé and Petersburg Jewellers: A Collection of Memoirs, Articles, Archival Documents on the History of Russian Jewellery Art]. Saint Petersburg: Liki Rossii. (In Russian)

Fox, E. (n. d.). Hee sing at the Great Exhibition... Retrieved from http://virtualvictorian.blogspot.ru/2011/03/hee-sing-visits-great-exhibition.html.

Guide illustré du Bon Marché — l’Exposition et Paris au vingtième siècle [Illustrated Guide on Bon Marché — Exhibition and Paris in the 20th century]. (1900). Paris: Paul Brodard. (In French)

Habsburg, G. von. (2003). Faberge — Cartier. Rivalen am Zarenhof [Fabergé and Cartier. Rivals at the Court of the Tsar]. München: Hirmer. (In Deutsch)

Ingram, J. S. (1876). Centennial exposition described and illustrated, being a concise and graphic description of this grand enterprise commemorative of the first centenary of American independence. Philadelphia: Hubbard Bros.

Istoriia kak zerkalo: fotomaterialy o Kitae na Vsemirnoi vystavke EKSPO v techenie 100 let [History as a Mirror: Photographs of China at the World Expo during 100 Years]. Retrieved from http://russian.dbw.cn/system/2009/05/05/000130019. (In Russian)

Kunst und Kunstgewerbe auf der Wiener Weltausstellung [Fine and Decorative Arts at the Vienna World Fair]. (1875). Leipzig: Verlag von E. A. Seemann. (In Deutsch)

Lamarre, C. (1878). La Chine et le Japon à l’Exposition de 1878, par Clovis Lamarre, F. de Fontpertuis [China and Japan at the Exhibition of 1878, by Clovis Lamarre, F. Fontpertuis]. Paris: Librairie Ch. Delagrave. (In French)

Laurent, A. LeMog (n. d.). La Chine a l’exposition de Paris, 1867 [China Has an Exhibition in Paris, 1867]. Retrieved from http://www.lemog.fr/lemog_expo_v2/thumbnails.php?album=276&page= 1&sort=td. (In French)

Le Palais de cristal journal illustré de l’exposition de 1851, 1. (1851). (In French)

L’Universelle exposition de 1889 illustrée, 9. (1888, June 1). (In French)

Mesnard, J. (1867). Les Merveilles de l’Exposition universelle de 1867, par Jules Mesnard: arts, industrie, bronzes, meubles, orfèvrerie... [The Wonders at the Universal Exposition of 1867, by Jules Mesnard: Art, Industry, Bronzes, Furniture, Silver...]. Paris: Imprimerie generalle de Ch. Lahure. (In French)

Nadelhoffer, H. (2007). Cartier. San Franzisco.

Orlov, M. A. (1900). Vsemirnaia parizhskaia vystavka 1900 goda v illiustratsiiakh i opisaniiakh [Paris World Fair of 1900 in Illustrations and Descriptions]. Saint Petersburg: Tipografiya brat’ev Panteleevyh. (In Russian)

Promenades dans l’exposition universelle de 1855 [Walks around the Universal Expositions of 1855]. (1855). Paris: Meme Maison. (In French)

Reports by the juries on the subjects in the thirty classes into which the exhibition was divided: Exhibition of the Works of Industry of All Nations. (1852). London: Spicer brothers.

The Official descriptive and Illustrated Catalogue of the Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations. (1851). London: Spicer brothers.

The Opening of the Great Exhibition by Queen Victoria on 1 May 1851. V & A Search the Collections. Retrieved from http://collections.vam.ac.uk/item/O8820/the-opening-of-the-great-oil-painting-selous-henry-courtney/ (accessed: 10.10.2015)

The World’s Columbian Exposition. (1893). Chicago: J. H. Moore & Company.

Thoms, P. P. (1851). A Dissertation on the Ancient Chinese Vases of the Shang Dynasty, from B.C. 1743 to 1496. London.

Vanke, F. (2008). Degrees of Otherness: The Ottoman Empire and China at the Great Exhibition of 1851. In J. A. Auerbach, & P. H. Hoffenberg (Eds.), Britain, the Empire, and the World at the Great Exhibition of 1851 (pp. 191–206). Aldershot: Ashgate.

Vase. V & A Search the Collections. Retrieved from http://collections.vam.ac.uk/item/O9479/vase-gm-cj-mason/.

Vinokurov, S. E., & Budrina, L. A. (2015). Kitaiskie motivy v khudozhestvennykh promyslakh Urala: chugunnoe lit’e i reznoi kamen’ [Chinese Motifs in Ural Arts and Crafts: Cast Iron and Carved Stone]. In I. K. Bott (Ed.), Obraz podnebesnoi. Vzgliad iz Evropy (pp. 54–65). Saint Petersburg: Serebryanyj vek. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.