Перевоплощаясь в Дюрера: немецкий опыт русского художника Cеребряного века В. В. Владимирова

Elizaveta Viktorovna Yuzhakova

Аннотация


Предмет исследования — две графические работы Василия Васильевича Владимирова (1880–1931), созданные в период его обучения в Мюнхене в 1905–1906 гг., имитирующие автопортреты мастера немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (одна из них — из собрания Государственного Русского музея, вторая известна по цветной репродукции в журнале «Кривое зеркало» 1909 г.). Цель работы — ввести в научный оборот эти два произведения и предложить их интерпретацию. Сравнительный стилистический анализ помогает выявить сходство работ с автопортретами А. Дюрера 1498 и 1500 гг. Рассматривается также более широкий круг творческих увлечений Василия Владимирова в этот период на фоне наиболее актуальных исканий в искусстве начала ХХ в. Теория автопортрета в европейском искусстве, традицию которого заложил Дюрер, и концепция маски в понимании русских литераторов-символистов, которым был близок Владимиров, позволяют обосновать гипотезу о понимании художником роли Дюрера как символической фигуры мастера-гравера и о художественном самоотождествлении с ним. Использование Владимировым техники офорта для исполнения работы «Автопортрет Дюрера» из собрания Государственного Русского музея интерпретируется как художественная метафора.


Ключевые слова


модерн; Серебряный век; диалог культур; гравюра; автопортрет; В. В. Владимиров; Альбрехт Дюрер.

Полный текст:

Без имени

Литература


Bely, A. (1904). Maska [Mask]. Vesy, 6, 6–15. (In Russian)

Bely, A. (1934). Mezhdu dvukh revoliutsii [Between Two Revolutions]. Leningrad: Izdatel’stvo pisatelei v Leningrade. (In Russian)

Bely, A. (1900). Nachalo veka [The Beginning of the Century]. Moscow: Hudozhestvennaia literatura. (In Russian)

Glagol’, S. (1900, March 30). Po kartinnym vystavkam. Nechto o zakryvsheisia obshchegermanskoi vystavke i o dvukh vystavkakh akvarelei [Through Art Exhibitions. Something about the just Closed All-German Exhibition and Two Exhibitions of Watercolors]. Kuryer, 89. (In Russian)

Golynets, G., & Golynets, S. (2010). Serebrianyi vek v portretakh Baksta [The Silver Age in Portraits by Bakst]. L’unité sémantique de l’Âge d’argent, 159–172. (In Russian)

Hildebrand, A. von (1914). Problema formy v izobrazitel’nom iskusstve. Sobranie statei [The Problem of Form in Fine Art. A Collection of Articles] (N. Rosenfeld, V. Favorskii, Trans.). Moscow: Musaget. (In Russian)

Ivanov, V. V. (1904). Novye maski [New Masks]. In L. D. Zinov’eva-Annibal, Kol’tsa [Rings] (pp. III–XIV). Moscow: Skorpion. (In Russian)

Khronika [A Chronicle] (1910). Apollon, 5, 66. (In Russian)

Koerner, J. L. (1993). The Moment of Self-Portraiture in German Renaissance Art. Chicago: The University of Chicago Press.

Makela, M. M. (1900). The Munich Secession: Art and Artists in Turn-of-the-Century Munich. Princeton; New Jersey: Princeton University Press.

Voloshin, M. (1989). Liki tvorchestva [Faces of Creation]. Leningrad: Nauka. (In Russian)

Wölfflin, H. (1931). Italien und das Deutsche Formgefühl [Italy and the German Sense of Form]. München: Bruckmann. (In German)

Wölfflin, H. (1934). Iskusstvo Italii i Germanii epokhi Renessansa [The Art of the Italian and German Renaissance]. Moscow: IZOGIZ. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.