«Христианский мир или Европа» Новалиса: опыт прочтения в исторической перспективе

Tigran Serzhikovich Simyan

Аннотация


Статья посвящена анализу эссе немецкого романтика Гартмана фон Харденберга (Новалиса, 1772–1801) «Христианский мир или Европа», не утратившего своей актуальности и в наши дни, поскольку ценностные превращения, происходящие в центральноевропейских странах (Германия, Франция, Англия и др.) продолжают оставаться в центре внимания современной мировой политики, прессы и науки. К эссе не раз обращалась советская германистика, но в основном анализ проводился в синхронии, иными словами, в узком контексте. В данной статье вышеуказанное произведение Новалиса описывается в диахронии, в контексте нынешних аксиологических метаморфоз, происходящих в странах Запада (Германия, Франция, Англия). Для полного раскрытия и осмысления текста Новалиса автор статьи учитывает также и историю публикации эссе, опираясь на теории П. Бурдье. Прочтение эссе в исторической перспективе показывает, что Новалис был одним из первых «сейсмографов», увидевших глубокие перемены в области религии, этики и политики, происходившие в Европе в силу отказа от христианских ценностей. Глобальные ценностные перемены в Европе Новалис связывал с Реформацией и с эпохой Просвещения. В итоге ценностных брожений возникает ЕС, в основу которого положены такие понятия, как секуляризация, мир, свобода, стабильность, благополучие, мультикультурность, либерализация, защита прав человека, общий экономический рынок и т. д. Но по сей день остается открытым вопрос, насколько ЕС со своими постхристианскими ценностями и (нео)либерализмом может противостоять новым проблемам, возникшим из-за миграционных потоков из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока.


Ключевые слова


Новалис; ценностные трансформации; Реформация; Просвещение; Французская революция; европейская идентичность; миграция; Европа; Европейский Союз.

Полный текст:

Без имени

Литература


Berdyaev, N. (1990). Smisl istorii [The Meaning of History]. Moscow: Misl’. (In Russian)

Eco, U., & Cardinal C. M. Matini (2011). Dialog o vere i neverii [Belief or Nonbelief?]. (3rd ed.). Moscow: Biblejsko-bogoslovskij institut sv. Apostola Andreya. (In Russian)

Francis I (2014, November 25). Rech’ [Speech]. Retrieved from http://ambruslu.com/novosti-lyuksemburga/obrashhenie-papy-rimskogo-franciska-v-evroparlamente.html. (In Russian)

Gumnior, H., & Ringguth, R. (1973). Max Horkheimer mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt. (In German)

Habermas, Ju. (2004). Modern — nezavershennij proekt [Art Nouveau — an Unfinished Project]. In I. V. Kabanova (Comp.), Sovremennaya literaturnaya teoriya. Antologiya [Modern Literary Theory: An Anthology] (pp. 227–242). Moscow: Flinta; Nauka. (In Russian)

Hechoyan, L. (2013). Na zheleznich dorogagh Evropi [On the European Railways]. Retrieved from http://hetq.am/arm/news/29460/evropayi-erkate-tchanaparhnerin.html. (In Armenian)

Horkheimer, M., & Adorno, T. (1997). Dialektika Prosvesheniya. Filosofskie fragmenti [Dialectic of Enlightenment. Philosophical Fragments]. Moscow; Saint Petersburg: Medium; Juventa. (In Russian)

Huntington, S. (2003). Stolknovenie civilizacij [The Clash of Civilizations]. Moscow: AST. (In Russian)

Ivanov, Vyach. (1979–1987). Sobranie sochinenij [Collected Works] (Vols. 1–4). Brussels: Foyer Oriental Chrétien. (In Russian)

Kaler, E. (2009). Zhivuchest’ mifa [The Persistence of the Myth]. In S. Ya. Levit (Ed.), Logika kul’turi. Antalogiya [Logics of Culture] (pp. 555–563). Saint Petersburg: Universitetskaya kniga. (In Russian)

Karel’skij, A. V. (2007). Metamorfozi Orfeya: Besedi po istorii zapadnich literatur [Metamorphoses of Orpheus: Conversations on the History of Western Literatures] (Vol. 3 : Nemetskij Orfej [German Orpheus]. Moscow: RGGU. (In Russian)

Kracauer, S. (2008). Ornament massi [The Mass Ornament]. Novoe literaturnoe obozrenie, 92. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2008/92/k6.html. (In Russian)

Kundera, M. (2013). Iskusstvo Romana [The Art of the Novel]. Saint Petersburg: Azbuka. (In Russian)

Labutina, I. N. (2013). Kommentarii [Comments]. Arbor Mundi, 3, 164–168. (In Russian)

Mikushevich, V. B. (2003). Primechanija [Notes]. In Novalis, Genrich fon Ofterdingen (pp. 218–279). Moscow: Ladomir. (In Russian)

Muhina, V. (2006). Velikoe ideopole oshestvennogo soznaniya [Great Ideofield of Public Consciousness]. Razvitie lichnosti, 4, 10–16. (In Russian)

Novalis (1914). Fragmenti [Fragments]. Moscow: Liren’. (In Russian)

Novalis (1994). Christianstvo ili Evropa [Christendom or Europe]. Arbor Mundi, 3, 151–164. (In Russian)

Penzin, A. (2012). Primechanija [Notes]. In B. Walter, Uchenie o podobii. Mediaesteticheskie proizvedenija: sb. statej [The Doctrine of Similarity. Media-aesthetic Works: Collected Articles] (pp. 104–108). Moscow: RGGU. (In Russian)

Rode, F. (1993). Rol’ christinasva v evropejskoj civilizacii [The Role of Christianity in European Civilization]. In Evropejskij al’manach. Istoriya. Tradicii. Kul’tura [Europian Almanah. History. Traditions. Culture] (pp. 90–97). Moscow: Nauka. (In Russian)

Simyan, T. S. (2011). Struktura Bratsva na osnove rasskaza G. Gesse. «Palomnichestvo v stranu Vostoka» [Brotherhood Structure Based on the Story by H. Hesse The Journey to the East]. In N. T. Pahsaryan (Ed.), Literatura XX veka: itogi i perspektivi izucheniya. Materiali Devyatich Andreeevskich chtenij [Literature of the 20th Century: Results and Prospects of Research: Materials of the Ninth Andreyev Readings] (pp. 210–214). Moscow: Ekon-Inform. (In Russian)

Simyan, T. S. (2012). Religioznost’ nacizma i estetizacia nacistskoj politiki (semioticheskij aspekt) [The Religiosity of Nazism and the Aestheticization of Nazi Policy (Semiotic Aspect)]. Kritika i semiotika, 16, 95–105. (In Russian)

Simyan, T. S. (2014). Kajzerovskaya psevdochristianskaya militaristskaya ritorika 1910-ch godov v zerkale dadaistskoj i expressionistskoj kritiki [Kaiser’ Pseudo-Militaristic Rhetoric of the 1910s in the Mirror of Dadaist and Expressionist Criticism]. Izvestia Ural’skogo federal’nogo universiteta, Seria 2: Gumanitarnie nauki, 3 (130), 51–57. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.