Повседневная реальность в рассказе Ю. В. Трифонова «Игры в сумерках»

Ekaterina Alekseevna Novosyolova

Аннотация


В статье анализируется поэтика повседневной реальности рассказа Ю. В. Трифонова «Игры в сумерках» (1968). Рассматриваются дихотомии, на основе которых выстраивается художественная реальность рассказа. Конституирующей оппозицией становится «игра — реальность», содержательно-смысловая составляющая которой раскрывается посредством других противопоставлений: «я-тогда» — «я-сейчас», «предварительные итоги — окончательные констатации», «временное — вечное», «ощущение — знание». Характеристика вышеуказанных дихотомий продемонстрировала особенность текстостроения рассказа: первые части оппозиций, сконцентрированные на происходящем «здесь-и-сейчас», помещены в зачин и основную часть текста и реализуются только с учетом вторых частей, сосредоточенных в финале. Данный подход позволил определить состав содержащихся в повседневности реалий, что, в свою очередь, способствовало отграничению повседневности от всех остальных «реальностей», присутствующих в тексте. Дефиниция М. Хайдеггера, понимавшего реальность как «бытие-через-присутствие», позволила нам сделать вывод о том, что части текста — или реальности — создают взаимообусловленную систему, которую мы обозначили как «полиреальность». Полиреальность представляет собой иерархическую художественную модель, базирующуюся на принципе сосуществования в тексте нескольких реальностей, в рамках которой «верховной» реальностью является повседневность, фиксирующая события, происходящие «здесь-и-сейчас». Взаимодействие повседневности с другими реальностями выявило такие ее свойства, как разомкнутость и подвижность, что позволило сделать вывод о возможности ее эволюционного развития, которое разворачивается в последующих текстах.


Ключевые слова


Ю. В. Трифонов; русская литература 1970-х гг.; повседневность; художественная реальность.

Полный текст:

PDF

Литература


Allilueva, S. I. (1990). Dvadcat’ pisem k drugu [Twenty Letters to a Friend]. Moscow: Kniga. (In Russian)

Bocharov, A. G. (1978). Energija trifonovskoj prozi [The Energy of Prose by Yu. Trifonov]. In Yu. V. Trifonov, Povesti [The Stories] (pp. 507–523). Moscow: Sovetskaia Rossia. (In Russian)

Heidegger, M. (2003). Bitie i vremya [Being and Time]. Khar’kov: Folio. (In Russian)

Ivanova, N. B. (1984). Proza Yu. Trifonova [The Prose by Yu. Trufonov]. Moscow: Sovetskii pisatel’. (In Russian)

Kozhinov, V. V. (1982). Problema avtora i put’ pisatelia: na materiale dvukh povestej Yu. Trifonova [The Issue of the Author and the Way of the Writer: About Two Stories by Yu. Trifonov]. In V. V. Kozhinov, Statji o sovremennoj literature [Articles about Modern Literature] (pp. 212–234). Moscow: Sovremennik. (In Russian)

Suchanov, V. A. (2001). Romani U. Trifonova kak khudozhestvennoe edinstvo [Novels by Yu. Trifonov as an Artistic Unity]. Tomsk: Tomsk University Press. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (1985). Kak slovo nashe otzovetsja… [How Our Words Will Echo…]. Moscow: Sovetskaia Rossia. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (1988a). Dom na naberezhnoy. Ischeznovenie. Vremay i mesto [The House on the Embankment. Disappearance. Time and Place]. Moscow: Izvestia. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (1988b). Moskovskie povesti [Moscow Stories]. Moscow: Sovetskaia Rossia. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (1988c). Otblesk kostra. Ischeznovenie [A Gleam of Fire. Disappearance]. Moscow: Sovetskii pisatel’. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (1989). Beskonechnye igri [Interminable Games]. Moscow: Fizkultura i sport. (In Russian)

Trifonov, Yu. V. (2011). Starik [The Old Men]. Moscow: AST–Astrel. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru