Поэтика «молодости» и «зрелости» в лирике М. Степановой

Ulyana Yuryevna Verina

Аннотация


В современной поэзии (со второй половины 1980-х гг.) смена поколений происходит на протяжении десятилетия, т. е. достаточно быстро. В своем стремительном развитии поэзия воспринимается «вечно молодой». Понятия молодости и зрелости многоплановы: это и совокупность человеческих качеств, и стадии творческого развития, и социокультурный фактор признанности, замеченности, влияния на литературный процесс. Мы исходили из того, что «взросление» поэта может быть обнаружено в средствах поэтики, и сопоставили композицию, строфику, особенности языка, стиля и жанра стихотворений двух книг М. Степановой «Тут-свет» (2001) и «Лирика, голос» (2010). В первой книге преобладает жанровая эмоция «одического восторга», основное содержание книги составляет любовная лирика, несколько медитативных элегий не снижают главенствующий светлый пафос. Строфы преимущественно тождественные, структура традиционная, поэтесса экспериментирует со словами, их звучанием и сочетаемостью. Стилистика книги может быть определена как игровая и цитатная. Стихотворения книги «Лирика, голос» значительно длиннее, строфы в основном нетождественные, стих неравносложный рифмованный, главным источником цитирования становится фольклорная поэзия. Основной жанр — «унылая» элегия, почти в каждом стихотворении звучит сожаление о быстротекущем времени, об ушедших родных, о себе на пороге нового жизненного этапа. Из совокупности стихотворений складывается образ лирической героини, книга в целом имеет «романное» содержание. Сопоставительный анализ двух книг показал, что М. Степанова — яркий новатор, представитель поколения 1990-х гг., «молодой» русской поэзии, — завершила этап «молодости» как ученичества, выработала собственную стилистику и глубокое, «зрелое» мировоззрение.


Ключевые слова


современная русская поэзия; М. Степанова; композиция стихотворения; строфика; ода; элегия.

Полный текст:

Без имени

Литература


Barkovskaya, N. V. (2009). Pokolenie «molodykh» v poezii 2008 goda [The Generation of the “Young” in the Poetry of 2008]. Filologicheskij klass, 22, 67—70. (In Russian)

Broitman, S. N. (2008). Tainaia poetika Pushkina [The Secret Poetics of Pushkin]. In S. N. Broitman, Poetika russkoi klassicheskoi i neklassicheskoi liriki [Poetics of Russian Classical and Non-Classical Lyrical Poetry] (pp. 13—101). Мoscow: RGGU. (In Russian)

Davydov, D. (2004). Bratskaia kolybel’ [Brotherly Cradle]. In Bratskaia kolybel’. Poeziia: antologiia [Brotherly Cradle. Poetry: An Anthology] (pp. 5—9). Moscow: Nezavisimaia literaturnaia premiia «Debut»; Mezhdunarodnyi fond «Pokolenie». (In Russian)

Fedotov, O. I. (2002). Osnovy russkogo stikhoslozheniia. Teoriia i istoriia russkogo stikha [Fundamentals of Russian Poetry. Theory and History of Russian Verse] (Books 1–2). (Book 2: Stanzas). Мoscow: Flinta; Nauka. (In Russian)

Kaspe, I. (2005). Iskusstvo otsutstvovat’: Nezamechennoe pokolenie russkoi literatury [The Art of Absence: An Unnoticed Generation of Russian Literature]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Kukulin, I. (2001). Proryv k nevozmozhnoi sviazi. Pokolenie 90-kh v russkoi poezii: vozniknovenie novykh kanonov [A Breakthrough to Impossible Communication. The Generation of the 1990s in Russian Poetry: The Emergence of New Rules]. Novoe literaturnoe obozrenie, 4 (50), 435—458. (In Russian)

Kuzmin, D. (2011). Poeticheskie pokoleniia 1990—2000-kh godov [Poetic Generations of the 1990s and 2000s]. In Den’ otkrytykh okon 4: Stikhi uchastnikov III Moskovskogo festivalia universitetskoi poezii [Day of Open Windows 4: Poems of the Participants of the III Moscow University Poetry Festival] (pp. 150—153). Moscow: Izd. Ippolitova. Retrieved from http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/kuzmin-d/poeticheskie-pokoleniya/. (In Russian)

Lilly, I. K. (1996). Russkaia trekhkatrennaia lirika: podstup k analizu [Russian Three-Quatrain Lyrics: Attempts at Analysis]. In Russkii stikh: Metrika. Ritmika. Rifma. Strofika: V chest’ 60-letiia M. L. Gasparova [Russian Verse: Metric. Rhythm. Rhyme. Stanzas: In Honor of the 60th Birthday of Mikhail Gasparov] (pp. 182—188). Мoscow: RGGU. (In Russian)

Stepanova, M. (2001). Tut-svet. Kniga stikhotvorenii [Here-light. A Book of Poems]. Saint Petersburg: Pushkinskii fond. (In Russian)

Stepanova, M. (2009, January 12). «Slovo dolzhno byt’ krivovatym»: interv’iu [“The Word Must Be Slightly Skew”: An Interview]. SHO: Zhurnal kul’turnogo soprotivleniia. Retrieved from http://www.sho.kiev.ua/article/410. (In Russian)

Stepanova, M. (2010). Lirika, golos [The Lyrics, the Voice]. Moscow: Novoe izdatel’stvo. (In Russian)

Stepanova, M. (2014). Nad vazhnymi grobami [Over Important Coffins]. In М. Stepanova, Odin, ne odin, ne ia [Alone, Not Alone, Not Me] (pp. 13—20). Мoscow: Novoe izdatel’stvo. (In Russian)

Tamarchenko, N. D. (Ed.). (2011). Teoriia literaturnykh zhanrov [The Theory of Literary Genres]: Schoolbook. Мoscow: Akademia. (In Russian)

Tsvetaeva, M. (1980). Poema Kontsa [The Poem of the End]. In M. Tsvetaeva, Sochineniia [Works] (Vols. 1–2). (Vol. 1: Stikhotvoreniia. Poemy. Dramaticheskie proizvedeniia [Verses. Poems. Dramatic Works], pp. 374—395). Мoscow: Khudozhestvennaia literatura. (In Russian)

Tyupa, V. I. (2012). Genealogiia liricheskikh zhanrov [A Genealogy of Lyrical Genres]. Izvestiia Iuzhnogo federal’nogo universiteta. Ser. Filologicheskie nauki, 4, 8—31. (In Russian)

Vezhlyan, E. (2012). Metafizika tela i khora (Zametki o tvorcheskoi evoliutsii poeta Marii Stepanovoi) [The Metaphysics of the Body and the Choir (Notes on the Creative Evolution of Poet Maria Stepanova)]. Znamia, 5, 194–202. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.