ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматривается воздействие кино на поэтику сатирического романа английского писателя и художника-модерниста У. Льюиса «Обезьяны Господни» (1930) в контексте негативной оценки кинематографа в критических работах, а также в других художественных текстах автора. Льюис-критик видел в кино воплощение шаблонной популярной культуры современности, а также мощный инструмент идеологического контроля, стирающий индивидуальные различия между людьми и их суждениями. Соответственно, в «Обезьянах Господних» кино предстает как антиинтеллектуальный и антиэстетический культурный продукт массового производства, по образцу которого воспринимают и осмысляют свою жизнь пассивные и механические персонажи — объекты сатиры автора. Понятому таким образом кинематографу противопоставлен сложный для восприятия и требовательный к читателю текст романа. Подробные метафорические описания даже незначительных движений предметов и персонажей, увиденных с близкого расстояния, представляют собой намеренную литературную антитезу таким приемам популярного кино, как замедленная съемка и крупный план. Роман Льюиса, таким образом, последовательно выражает авторскую оппозицию к кино как на идейно-содержательном, так и на формальном уровне. В целом, роман «Обезьяны Господни» является одним из наиболее показательных литературных примеров неприятия кинематографа многими мастерами английского «высокого модернизма».
Caracciolo, P. (2007). From Signorelli to Caligari: Allusions to Painting and Film in The Human Age and its Visual Precursors. In C. C. Jaime (Ed.), Wyndham Lewis the Radical: Essays on Literature and Modernity (pp. 137–158). Bern: Peter Lang.
Edwards, P. (1981). Afterword. In W. Lewis, The Apes of God (pp. 629–639). Santa Barbara: Black Sparrow Press.
Eliot, T. S. (2014). The Complete Prose of T. S. Eliot: The Critical Edition: The Perfect Critic, 1919–1926. Baltimore: The Johns Hopkins University Press; Faber & Faber.
Ellmann, R. (1982). James Joyce. Oxford: Oxford University Press.
Gąsiorek, A. (2004). Wyndham Lewis. Tavistock: Northcote House; British Council.
Gąsiorek, A. (2015). A History of Modernist Literature. Chichester: Wiley Blackwell.
Klein, S. W. (2010). Modernist Babylons: Utopian Aesthetics and Urban Spectacle in D. W. Griffith and Wyndham Lewis. Modernist Cultures, 5 (1), 9–29.
Klein, S. W. (2011). Modern Times against Western Man: Wyndham Lewis, Charlie Chaplin and Cinema. In A. Gąsiorek, A. Reeve-Tucker, & N. Waddell (Eds.), Wyndham Lewis and the Cultures of Modernity (pp. 127–143). Farnham: Ashgate.
Lewis, W. (1937). Blasting and Bombardiering: Autobiography (1914–1926). London: Eyre & Spottiswoode.
Lewis, W. (1972). Paleface: The Philosophy of the “Melting-Pot”. New York: Gordon Press.
Lewis, W. (1981). The Apes of God. Santa Barbara: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1983a). Les Saltimbanques. In W. Lewis, The Complete Wild Body (pp. 237–247). Santa Barbara: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1983b). Self Condemned. Santa Barbara: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1987). Men without Art. Santa Rosa: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1989). The Art of Being Ruled. Santa Rosa: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1990). Tarr: The 1918 Version. Santa Rosa: Black Sparrow Press.
Lewis, W. (1993). Time and Western Man. Santa Rosa: Black Sparrow Press.
MacCabe, C. (2003). On Impurity: The Dialectics of Cinema and Literature. In J. Murphet, & L. Rainford (Eds.), Literature and Visual Technologies (pp. 15–28). Basingstoke: Macmillan.
Marcus, L. (2007). Tenth Muse: Writing about Cinema in the Modernist Period. New York: Oxford University Press.
McCabe, S. (2004). Cinematic Modernism: Modernist Poetry and Film. Cambridge: Cambridge University Press.
Murphet, J. (2009). Multimedia Modernism: Literature and the Anglo-American Avant-garde. Cambridge: Cambridge University Press.
Murphet, J. (2016). Lewis and Media. In T. Miller (Ed.), The Cambridge Companion to Wyndham Lewis (pp. 160–171). Cambridge: Cambridge University Press.
Paraskeva, A. (2007). Wyndham Lewis vs Charlie Chaplin. Forum for Modern Language Studies, 43 (3), 223–234.
Paraskeva, A. (2013). The Speech-Gesture Complex: Modernism, Theatre, Cinema. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Potter, R. (2012). Modernist Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Shail, A. (2012). The Cinema and the Origins of Literary Modernism. New York: Routledge.
Sherry, V. (1993). Ezra Pound, Wyndham Lewis, and Radical Modernism. New York: Oxford University Press.
Tiessen, P. (1984). A New Year One: Film as Metaphor in the Writings of Wyndham Lewis. In W. C. Wees, & M. Dorland (Eds.), Words and Moving Images: Essays on Verbal and Visual Expression in Film and Television (pp. 153–169). Montreal: Mediatexte.
Tiessen, P. (1993). Eisenstein, Joyce and the Gender Politics of Literary Modernism. Kinema, 1. Retrieved from http://www.kinema.uwaterloo.ca/tiess931.htm.
Trotter, D. (2006). T. S. Eliot and Cinema. Modernism / modernity, 13 (2), 237–265.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru