Византийские черты в росписях церкви Сант Анджело ин Формис

Irina Anatolyevna Oretskaia

Аннотация


Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта, цель которого — изу­чение памятников, созданных византийскими или подражавшими им художниками в разных концах византийской ойкумены на рубеже XI–XII в. В работе использованы методы историко-культурного, стилистического и иконографического анализа.

Церковь Сант Анджело ин Формис близ Капуи была отстроена и расписана при аббате Дезидерии в 1070-е гг. В ее украшении принимали участие южноитальянские художники, прошедшие выучку у византийских мастеров, возможно, у тех, что ранее работали в базилике св. Бенедикта в Монтекассино, или знакомые с византийскими моделями. Стиль росписей, обнаруживающий некоторое сходство с произведениями византийского искусства, по преимуществу романский. Византийское влияние сильнее проявилось в их иконографии. Так, композиция апсиды напоминает византийские иллюстрации к евангельским Прологам. Изображение Страшного суда на западной стене, несмотря на ряд различий, больше похоже на мозаику Торчелло и миниатюры Четвероевангелия (BN, gr. 74), чем на примеры из западного искусства. Сцены на сюжеты из Ветхого Завета, помещенные не в дополнение к новозаветным, как это часто делалось, а совершенно отдельно, имеют в основе либо византийские модели (иллюстрации Октатевхов), либо раннехристианские, чаще всего римские. Для построения новозаветных сцен иногда использовались не самые распространенные схемы, однако в большинстве случаев им можно найти аналогии в произведениях византийского искусства, преж­де всего, в миниатюрах рукописей и в произведениях декоративно-­прикладного искусства. Во многих случаях провести границу между византийскими истоками, общими для восточного и западного искусства мотивами, и деталями, восходящими к раннехристианским изображениям, очень сложно.


Ключевые слова


роспись; фреска; византийская живопись; романское искусство; иконография; стиль; образ; ветхозаветные сюжеты; новозаветные сюжеты.

Полный текст:

Без имени

Литература


Andaloro, M. (1999). Sant’Angelo in Formis. In Enciclopedia dell’Arte Medievale (Vol. X, pp. 333–337). Roma: Treccani. (In Italian)

Andreescu Treadgold, I. (1972). Torcello. I. Le Christ Inconnu. II. Anastasis et Jugement Dernier: Têtes vraies, Têtes fausses. Dumbarton Oaks Papers, 26, 185–223. (In French)

Bertelli, C. (2011). Deitati condidit edem. In L. Derosa, & C. Gelao (Eds.), Tempi e forme dell’arte. Miscellanea di Studi offerti a Pina Belli D’Elia (pp. 21–27). Foggia: Grenzi Editore. (In Italian)

Bertelli, C. (2016). Frammenti di intonaco affrescato da San Pietro all’Olmo ante 1117. In Restituzioni 2016: Tesori d’arte restaurati (pp. 114–119). Milano: Intesa Sanpaolo. Retrieved from http://www.restituzioni.com/opere/frammenti-di-intonaco-affrescato-da-san-pietro-allolmo/. (In Italian)

Bloch, H. (1986). Monte Cassino in the Middle Ages. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press.

Brenk, B. (1966). Tradition und Neuerung in der Christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Studien zur Geschichte des Weltgerichtsbildes. Wiener Byzantinische Studien, 3. Wien: Böhlau. (In German)

Brenk, B. (1987). Das Lektionar des Desiderius von Montecassino, Cod. Vat. Lat. 1202: Eine Meisterwerk italienischer Buchmalerei des 11. Jahrhunderts. Zürich: Belser. (In German)

Brenk, B. (2010). The Apse, the Image and the Icon. An Historical Perspective of the Apse as a Space for Images. Spätantike — Frühes Christentum — Byzanz 26. Wiesbaden: Reichert.

Carbonara, G. (2007). L’ architettura della chiesa di S. Angelo in Formis. Palladio, N.S. 20, 39, 5–36. (In Italian)

De’Maffei, F. (1977). Sant’Angelo in Formis, II: La dicotomia tra le scene del Nuovo e dell’Antico Testamento e l’origiario ceppo bizantino. Commentari N.S., 28, 195–235. (In Italian)

Evseeva, L. M. (2004). Problema obraztsov v vizantijskom iskusstve i rukopisi Montecassino c. 1072 [The Issue of Models in Byzantine Art and the Manuscripts from Montecassino of c. 1072]. In Drevnerusskoje iskusstvo. Iskusstvo rukopisnoj knigi. Vizantija. Drevnjaja Rus’ (pp. 107–128). St Petersburg: Dmitry Bulanin. (In Russian)

Galavaris, G. (1969). The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton: Princeton Univ. Press.

Galavaris, G. (1979). The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaft.

Gunhouse, G. (1991). The Fresco Decoration of Sant’Angelo in Formis (doctoral dissertation). Baltimore: John Hopkins University.

Jacobitti, G. M. (1992). L’architettura della basilica. In G. M. Jacobitti, & S. Abita, La basilica benedettina di Sant’Angelo in Formis. Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane. (In Italian)

Jacobitti, G. M. (1997). Note sui più recenti restauri di Sant’Angelo in Formis. In F. Avagliano (Ed.), Desiderio di Montecassino e l’arte della riforma gregoriana. Miscellanea cassinese / Biblioteca, 1, 9–15. Montecassino: Pubbl. Cassinesi. (In Italian)

Kartsonis, A. D. (1986). Anastasis. The Making of an Image. Princeton: Princeton Univ. Press.

Lavrentyeva, E. V. (2014). Mozaiki sobora Santa Maria Assunta v Torcello v kontekste iskusstva vizantijskogo mira rubezha XI–XII vv. Ikonografia i stil’ [The Mosaics of the Basilica of Santa Maria Assunta in Torcello in the Context of Art of the Byzantine World between the Late 11th and Early 12th Centuries. Iconography and Style] (doctoral dissertation). Moscow: Moscow State University. (In Russian)

Lidova, M. (2015). Le guardie celesti della Madre di Dio: ‘Maria tra gli angeli’ nella prima arte bizantina. In F. E. Consolino, & J. Herrin (Eds.), Fra Oriente e Occidente. Donne e Bibbia nell’alto medioevo (secoli VI–XI): greci, latini, ebrei, arabi (pp. 105–135). Trapani: Il Pozzo di Giacobbe. (In Italian)

Lowden, J. (1992). The Octateuchs. A Study in Byzantine Manuscript Illumination. University Park: Pennsylvania State Univ. Press.

Lowden, J. (1999). The Beginnings of Biblical Illustration. In J. Williams (Ed.), Imaging the Early Medieval Bible (pp. 18–24). University Park: Pennsylvania State Univ. Press.

Matthiae, G. (1987). Pittura romana del medioevo. Vol. 1: secoli IV–X. Aggiornamento scientifico di M. Andaloro. Roma: Fratelli Palombi Editori. (In Italian)

Pace, V. (2016). Una Bibbia in avorio. Arte mediterranea nella Salerno dell’XI secolo. Castel Bolognese: ITACA. (In Italian)

Shchepkina, M. V. (1977). Miniatiury Khludovskoj psaltiri. Grechesky illiustrirovanny kodeks IX veka [Miniatures of the Khludov Psalter. A Greek Illuminated Manuscript of the 9th Century]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Schulz, H. W., & von Quast, F. (1860). Denkmäler der Kunst des Mittelalters in Unteritalien. Dresden: F. von Quast. (In German)

Speciale, L. (2003). Sant’Angelo in Formis: i primi restauri (1869–1902). In M. I. Catalano, & G. Prisco, Storia del restauro dei dipinti a Napoli e nel Regno nel XIX secolo (pp. 287–300). Roma: Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato. (In Italian)

Speciale, L., & Torriero Nardone, G. (1997). “Sicut nunc cernitur satis pulcherrimam construxit”: la basilica e gli affreschi desideriani di S. Benedetto a Capua. In F. Avagliano (Ed.), Desiderio di Montecassino e l’arte della riforma gregoriana. Miscellanea cassinese / Biblioteca; 1, 147–188. Montecassino: Abbazia di Montecassino. (In Italian)

Toubert, E. (2001). Un’ arte orientata: riforma gregoriana e iconografia [An Emphasized Art: Gregorian Reform and Iconography]. Milano: Jaca Book. (In Italian)

Tronzo, W. (1985). The Prestige of St. Peter’s: Observations on the Function of Monumental Narrative Cycles in Italy. Pictorial Narrative in Antiquity and the Middle Ages. Studies in the History of Art, 16, 93–112.

Weitzmann, K., Bernabò, M., & Tarasconi, R. (Collab.). (1999). The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint (Vol. II. Octateuch). Princeton: Princeton Univ. Press.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.023

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.