От Псевдо-Либания до Никодима Святогорца: эволюция ранневизантийского письмовника

Dmitry Aleksandrovich Chernoglazov

Аннотация


Characteres epistolici Псевдо-Либания (Псевдо-Прокла) — ранневизантийский письмовник, анонимный теоретический трактат по эпистолярному искусству, написанный, предположительно, в V в. Письмовник содержит теоретическое введение, перечень типов писем (всего их насчитывается 41), определения и образцы каждого типа. Трактат сохранял влияние на протяжении более тысячи лет: его текст многократно копировали, комментировали, исправляли и существенно дополняли. Если изначальная версия письмовника изучена неплохо, то позднейшие редакции остаются совсем неисследованными. Задача данной статьи — охарактеризовать эволюцию трактата Псевдо-Либания, выделить его основные редакции, охарактеризовать их с точки зрения содержания, стиля, даты создания и функции. Удается выявить четыре основные версии: первая — это исконный текст трактата, созданный в V в.; во второй редакции (VII–X вв.) изначальный текст дополнен существенным количеством новых образцов; в третьей редакции (XII–XV вв.) общая структура сохраняется, но образцы первой и второй редакций заменяются новыми; четвертая редакция (XVIII в.) создана Никодимом Святогорцем и являет собой переработку третьей версии. Специфика каждой редакции определяется на примере одного из эпистолярных типов, представленного во всех четырех версиях — «пренебрежительного письма». Демонстрируется, что основной целью создания новых версий была актуализация образцов, их приближение к действующим нормам эпистолярного этикета и приспособление к использованию в учебном процессе. Особое место занимает лишь письмовник Никодима Святогорца — нечто среднее между практическим пособием по написанию писем и нравоучительным трактатом.


Ключевые слова


эпистолография; эпистолярный этикет; письмовник; эпистолярная теория; риторическая теория; Псевдо-Либаний; Никодим Святогорец.

Литература


Chernoglazov, D. A. (2015). Pluralis reverentiae — norma vizantijskogo epistoljarnogo etiketa? [Pluralis Reverentiae — a Norm of Byzantine Epistolary Etiquette?]. In N. N. Kazanskiy (Ed.), Indoevropejskoe jazykosnanije i klassicheskaja filologija — XIX (chtenija pamjati I. M. Tronskogo). Materialy Mezhdunarodnoj konferentsii, prokhodivshej 22–24 ijunja 2015 [Indo-European Linguistics and Classical Philology — XIX. Proceedings of the 19th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky. June 22–24, 2015] (pp. 954–963). St Petersburg: Nauka. (In Russian)

Darrouzès, J. (1969). Ekthésis néa. Manuel des pittakia du XIVe siècle. Revue des Études Byzantines, 27, 5–127. (In French)

Fagherazzi, A. (1981). Modelli epistolari di Athanasio Chatzikis [Epistolary Models of Athanasios Chatzikēs] (Università di Padova, Studi Bizantini e Neogreci, Quaderni 19). Padua: Università di Padova. (In Italian)

Gasparov, M. L. (1986). Srednevekovye latinskije poetiki v sisteme srednevekovoj grammatiki i ritoriki [Mediaeval Latin Poetics in the System of Mediaeval Grammar and Rhetoric]. In M. L. Gasparov (Ed.), Problemy literaturnoj teorii v Vizantii i latinskom srednevekovje [Issues of Literary Theory in Byzantium and the Latin Middle Ages] (pp. 91–169). Мoscow: Nauka. (In Russian)

Grünbart, M. (2005). Formen der Anrede im byzantinischen Brief vom 6. bis zum 12. Jahrhundert. Wien: Verl. der Österr. Akad. der Wiss. (In German)

Hunger, H. (1978). Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner (Vol. 1). München: Beck. (In German)

Koskenniemi, H. (1956). Studien zur Idee und Phraseologie des griechischen Briefes bis 400 n. Chr. Helsinki: Suomal. Kirjallisuuden Kirjap. Oy. (In German)

Krumbacher, K. (1897). Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. München: Beck. (In German)

Malherbe, A. J. (1988). Ancient Epistolary Theorists. Atlanta: Scholars Press.

Malosse, P.-L. (2004). Les traités épistolaires du Pseudo-Libanios et du Pseudo-Démétrios de Phalère (introd., trad. et comm.). Paris: Les Belles Lettres. (In French)

Miller, Т. А. (1967). Antichnye teorii epistoljarnogo stilja [Ancient Theories of the Epistolary Style]. In М. Е. Grabar-Passek (Ed.), Antichnaja epistolografija. Ocherki [Ancient Epistolography. Essays] (pp. 5–25). Мoscow: Nauka. (In Russian)

Oikonomidès, N. (1972). Les listes de préséance Byzantines des IXe et Xe siècles. Paris: Centre National de la Recherche Scientifique. (In French)

Rabe, H. (1909). Aus Rhetoren-Handschriften: 9. Griechische Briefsteller. Rheinisches Museum für Philologie, 64, 284–309. (In German)

Σκαρβέλη-Νικολοπούλου, Α. (1989). Τα μαθηματάρια των Ελληνικών σχολείων της Τουρκοκρατίας [Curricula of Greek Schools during the Period of Tourcocratia] (doctoral dissertation). Αθήνα. (In Greek)

Sykutris, J. (1928–1929). Proklos περὶ ἐπιστολιμαίου χαρακτῆρος. Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, 7, 108–118. (In German)

Thraede, K. (1970). Grundzüge griechisch-römischer Brieftopik. München: Beck. (In German)

Zilliacus, H. (1949). Untersuchungen zu den abstrakten Anredeformen und Höflichkeitstiteln im Griechischen. Helsingfors: Societas Scientiarum Fennica. (In German)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.024

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.