Литература и живопись: неканонический случай ин­термедиального взаимодействия (на мате­риале картины Андреа дель Сарто «Де­вушка с томиком Петрарки»)

Aleksandr Viktorovich Markov, Olga Naumovna Turysheva

Аннотация


Статья посвящена проблематике взаимодействия разных медиа, функционирующих в составе единого художественного целого. Авторы рассматривают неканонический случай интермедиальных связей между литературой и живописью. Это случай, в рамках которого феномен словесной культуры становится предметом живописной репрезентации. Материал исследования составляет картина итальянского ренессансного художника Андреа дель Сарто «Портрет девушки с томиком Петрарки» (1528). Доказывается, что живописный образ способствует прояснению собственно литературных смыслов. Делается вывод о том, что изображение читательницы моделирует комментарий к смысловой стороне книги, являющейся предметом запечатленного на полотне чтения, а также способствует пониманию характера его воздействия на современников. Такой результат достигается благодаря тому, что исследуемое изображение включается в обширный контекст — контекст презентации книги и чтения в живописном искусстве европейского Возрождения. В качестве такового в статье фигурируют живописные изображения читающей Марии, а также картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1516–1517). Привлеченный контекст позволил выявить спе­цифику понимания Петрарки его ближайшими потомками. Данное наблюдение, в свою очередь, способствует пониманию запечатленного Петраркой внутреннего конфликта, связанного с воспеванием Лауры. Кроме того, в рамках интермедиального анализа было сформулировано характерное для художника позднего Возрождения отношение к феномену женского чтения, отличное от общего антифеминистского фона.


Ключевые слова


интермедиальность; литература и живопись; Андреа дель Сарто; «Девушка с томиком Петрарки»; Петрарка; читательница в живописи.

Литература


Bochkareva, N. S. (Ed.). (2014). Ekfrasticheskie zhanry v klassicheskoy i sovremennoy literature [Ekphrasis Genres of Classical and Contemporary Literature]. Permian: Permskiy gosudarstvnnyy natsional’nyy issledovatel’skiy universitet. (In Russian)

Braginskaya, N. (1977). Ekfrasis kak tip teksta (k probleme strukturnoy klassifikatsii) [Ekphrasis as a Text Type (on the Issue of Structural Classification)]. In Slavyanskoe i balkanskoe yazykoznanie [Slavic and Balkan Linguistics] (Iss. 4, pp. 259–283). Moscow: Nauka. (In Russian)

Geller, L. (Ed.). (2002). Ekfrasis v russkoy literature: sbornik trudov Lozannskogo simpoziuma [Ekphrasis in Russian Literature: A Collection of Works of the Lausanne Symposium]. Moscow: MIK. (In Russian)

Iezuitov, A. N. (Ed.). (1982). Literatura i zhivopis’ [Literature and Painting]. Leningrad: Nauka. (In Russian)

Loshchilov, I. (1995). Opyt interpretatsii vizual’nogo teksta [Experience of Interpretation of the Visual Text]. Novoe literaturnoe obozrenie, 16, 264–268. (In Russian)

Lotman, Yu. M. (2002). K postroeniyu teorii vzaimodeystviya kul’tur (semioticheskiy aspekt) [On the Creation of the Theory of Interaction of Cultures (Semiotic Aspect)]. In Yu. M. Lotman, Statii po semiotike kul’tury i iskusstva [Articles on the Semiotics of Culture and Art] (pp. 192–210). St Petersburg: Akademicheskiy proekt. (In Russian)

Manguel, A. (2008). Istoriya chteniya [Reading History]. Yekaterinburg: U-Faktoriya. (In Russian)

Markov, A. V. (2016). Pal’my Siona. 42 jetjuda ob jekfrasise v pojezii [Zion Palma. 42 Essays on Ekphrasis in Poetry]. Moscow: Izdatel’skie reshenija. (In Russian)

Maykapar, A. (1998). Novyy zavet v iskusstve [The New Testament in Art]. Moscow: Kron-Press. (In Russian)

Mednis, N. E. (2006). «Religioznyy ekfrasis» v russkoy literature [‘Religious Ekphrasis’ in Russian Literature]. Kritika i semiotika, 10, 58–67. (In Russian)

Sänger, P. (2008). Chtenie v pozdnem Srednevekov’e [Reading in the Late Middle Ages]. In G. Cavallo, R. Chartier (Ed.), Istoriya chteniya v zapadnom mire: ot Antichnosti do nashikh dney [Reading History in the Western World: From Antiquity to Present Day] (pp. 161–189). Moscow: Fair. (In Russian)

Schröter, J. (1998). Intermedialität: Facetten und Probleme eines aktuellen medienwissenschaftlichen Begriffs. Montage, 7, 2, 129–154. (In German)

Timashkov, A. Yu. (2008). K istorii ponyatiya intermedial‘nosti v rossiyskoy i zarubezhnoy nauke [On the History of the Concept of Intermediality in the Russian and Foreign Scholarly Tradition]. In D. L. Spivak (Ed.), Fundamental‘nye problemy kul‘turologii [Fundamental Problems of Cultural Science] (Vols. 1–4) (Vol. 3: Kul’turnaya dinamika [Cultural Dynamics]). St Petersburg: Aleteiia. (In Russian)

Timashkov, A. Yu. (2012). Intermedial‘nost‘ kak avtorskaya strategiya v evropeyskoy khudozhestvennoy kul‘ture rubezha XIX–XX vekov [Intermediality as the Author’s Strategy in the European Art Culture of the Turn of the 20th Century] (doctoral dissertation abstract). St Petersburg. (In Russian)

Tokarev, D. V. (Ed.). (2013). «Nevyrazimo vyrazimoe»: ekfrasis i problemy reprezentatsii vizual’nogo v khudozhestvennom tekste: sbornik statey [‘Inexpressibly Expressed’: Ekphrasis and the Issues Related to the Representation of the Visual in a Text of Fiction: A Collection of Articles]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Vasari, G. (1970). Zhizneopisanie Andrea del Sarto, otlichneyshego florentiyskogo zhivopistsa [Andrea del Sarto’s Life, the Most Excellent Florentine Painter]. In G. Vasari, Zhizneopisaniya naibolee znamenitykh zhivopistsev, vayateley i zodchikh [Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects] (pp. 336–367). Moscow: Iskusstvo. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.025

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.