«Поэма без героя» в контексте записных книжек Анны Ахматовой

Anna Manasovna Menshchikova

Аннотация


Статья посвящена анализу места «Поэмы без героя» А. Ахматовой — незавершенного произведения, создававшегося на протяжении последних 25 лет жизни поэта — в пространстве ее записных книжек, период заполнения которых совпал со временем работы над последними редакциями «Поэмы» в конце 1950-х — ­начале 1960-х гг. Материал записных книжек Ахматовой и характер их заполнения предопределяет выбор методологии исследования их контекста, которой придерживаются современные литературоведы: пространство за-текстовых записей не может ограничиваться строго бытовой или художественной направленностью, на что указывает и их текстологический анализ. В соответствии с этим тезисом в работе рассматривается, как спонтанность записи, фрагментарность и соположение бытового, художественного и литературно-критического формируют особый контекст записных книжек Ахматовой, иллюстрируя высокую степень диалогичности, связанной с типом художественного сознания поэта и, как следствие, свойственной всему ее позднему творчеству. Текст записных книжек мог быть завершен только самой жизнью, так же, как и бесконечное варьирование «Поэмы без героя», ставшей художественным воплощением биографии Ахматовой.

Результатом исследования становится несколько положений, связанных с присутствием «Поэмы без героя» в записных книжках. Среди них — размышления о новаторстве и месте поэмы в историко-литературном процессе, а также попытка задать «правильный» вектор исследования «Поэмы без героя», связанный с дешифровкой образов, установлением ее интертекстуальных и генетических связей, что, в конечном счете, становится еще одним средством «заземления» и прозаического завершения «Поэмы без героя».


Ключевые слова


записные книжки Анны Ахматовой; поэтика незавершенного; «Поэма без героя»; контекст; диалогичность; вариативность.

Полный текст:

Без имени (English)

Литература


Akhmatova, A. A. (1996). Zapisnye knizhki [Notebooks by Anna Akhmatova]. Moscow; Turin: Giulio Einaudi editore. (In Russian)

Goncharova, N. G. (2001). O tak nazyvaemykh «dnevnikovykh zapisiakh» Anny Akhmatovoi [On the So-called “Diary Entries” by Anna Akhmatova]. Voprosy literatury, 3, 327–257. (In Russian)

Kikhnei, L. G., & Shmidt, N. V. (2007). V labirintakh «peterburgskoi» poemy Akhmatovoi [In the Mazes of Akhmatova’s Petersburg Poem]. Vestnik VGU, 1, 100–105. (In Russian)

Krayneva, N. I. (2009). «Ya ne takoi tebia kogda-to znala»: Anna Akhmatova. Poema bez geroia. Proza o Poeme. Nabroski baletnogo libretto: materialy k tvorcheskoi istorii [“I Used to Know a Different You too Some Time ago”: Anna Akhmatova. Poem without a Hero. Prose about the Poem. Drafts of the Ballet Libretto: Materials on the Creative History]. St Petersburg: Mir. (In Russian)

Podchinenov, A. V., & Snigireva, T. A. (2014). Poetika fragmentarnosti: vozmozhnost’ i ogranicheniia [The Poetics of Fragment: Potential and Limitations]. In T. A. Snigireva, & A. V. Podchinenov (Eds.), Fenomen nezavershennogo [The Phenomenon of the Incomplete]. Yekaterinburg: Ural University Press. (In Russian)

Timenchik, R. D. (2003). Zapisnye knizhki Anny Akhmatovoi i genezis ee stikhotvorenii [Notebooks by Anna Akhmatova and the Genesis of Her Poems]. In P. L. Vakhtin et al. (Eds.), Etkindovskie chteniia II–III [Readings from Etkind II–III]. St Petersburg: Publishing house of European University at St Petersburg. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.026

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.