К вопросу о типологии женских образов в творчестве А. С. Пушкина: гендерный аспект

Svetlana Yuryevna Vorobyova

Аннотация


В статье дан анализ женских образов, созданных А. С. Пушкиным в разные периоды творчества, на основе чего показана динамика постепенно меняющихся представлений поэта об идеальном образе героини, а также приемах его создания в их движении от эстетики романтизма к реалистической парадигме. На основе проведенного разбора ряда эпических и лиро-эпических сюжетов пушкинских произведений реконструируется инвариантный для творчества поэта образ героини-невесты, реализовавший в себе авторскую этическую позицию по отношению к роли женщины в обществе и семье и способный, по мнению автора статьи, стать основой для построения типологии женских образов в творчестве Пушкина. В процессе анализа автор статьи делает акцент на соотнесенности выявленного инварианта как с патриархатной, так и с матриархатной моделью гендерного сознания. Образы пушкинских героинь-невест рассматриваются в динамике взаимосвязанных мотивов бунтарства и самостоянья, отразившей процесс поиска поэтом гармонии между идеалами женственности и личностной свободы. В статье также подробно прослеживается генезис «сюжета невесты», в котором выразились гендерные преференции великого поэта: от различных поведенческих вариантов героинь в рамках «сюжета с невестой» — до «сюжета супругов» в поздних произведениях 1830-х гг. Автором статьи высказан ряд предположений и гипотез, связанных с переосмыслением традиционных интерпретаций образов и сюжетов, созданных великим поэтом.


Ключевые слова


образ; структура; сюжет; гендер; патриархатная модель; матриархатная модель.

Полный текст:

Без имени (English)

Литература


Al Kaysi, & Mineralova, I. G. (2014). Portret geroini v proze A. S. Pushkina i I. S. Turgeneva [The Portrait of the Heroine in the Prose of A. S. Pushkin and I. S. Turgenev]. POISK: Politika. Obschestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kultura, 5 (46), 132–136. (In Russian)

Bogdanova, O. A. (2012). Lyubov, dolg, materinstvo: Tatyana Larina v otsenke Belinskogo, Dostoevskogo i Rozanova [Love, Duty, Motherhood: Tatiana Larina as Viewed by Belinsky, Dostoevsky and Rozanov]. Problemyi istoricheskoy poetiki, 10, 41–48. (In Russian)

Dal, V. I. Slovar zhivogo velikorusskogo yazyika [The Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. Retrieved from http://slovardalja.net. (In Russian)

Derrida, J. (1991). Shpory: stili Nicshe [Spurs: Nietzsche’s Styles]. Filosofskie nauki, 2–3, 118–129. (In Russian)

Gerasimenko, I. E. (2007). Patriarhatnost kak traditsionnaya model russkoy lingvokulturyi [Patriarchality as a Traditional Model of Russian Linguistic Culture]. In О. G. Voronsky (Ed.), Rol universitetov v podderzhke gumanitarnyih nauchnyih issledovaniy: Materialyi II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Role of Universities in Supporting Research in the Humanities: Materials of the 2nd All-Russian Scholarly Practical Conference] (pp. 55–59). Tula: Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo. (In Russian)

Gladysheva, Yu. A. Sravnenie kak sposob reprezentatsii gendernyih modeley kulturyi v romane A. S. Pushkina “Evgeniy Onegin” [Comparison as a Method of Representation of Gender Models of Culture in Pushkin’s Novel Eugene Onegin] Retrieved from http://www.scientific-notes.ru/pdf/026-022.pdf. (In Russian)

Korzhavin, N. (2003). Olga i Tatyana: Esse [Olga and Tatiana: An Essay]. Voprosyi literaturyi, 3, 152–173. (In Russian)

Kozmina, M. A. (2014). K voprosu o zhenskom chtenii i tipologii zhenskih obrazov v tvorchestve Pushkina [On Women’s Reading and the Typology of Female Images in the Works of Pushkin]. In Gh. V. Gracheva (Ed.), Kniga v sovremennom mire: problemyi chteniya i chtenie kak problema: materialyi mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [The Book in the Modern World: Issues of Reading and Reading as an Issue: Proceedings of an International Conference] (pp. 91–104). Voronezh: Voronezh University Press. (In Russian)

Lukov, V. A. Pushkin: russkaya «vsemirnost» [Pushkin: Russian “Universality”]. Retrieved from http://psibook.com/literatura/pushkin-russkaya-vsemirnost.html. (In Russian)

Rozanov, V. V. (2004). Semeynyiy vopros v Rossii [Family Issue in Russia] (Vol. 2). Moscow: Respublika. (In Russian)

Strekalyova, T. V. (2007). O vliyanii tendernogo faktora na vyibor yazyikovyih sredstv avtora (na primere gallitsizmov v proizvedeniyah A. S. Pushkina) [About the Impact of Bidding Factors on the Author’s Choice of Language Means (with Reference to Gallicisms in the Works of A. S. Pushkin)]. In Russkiy yazyik: istoricheskie sudbyi i sovremennost [The Russian Language: Its Historical Destiny and Present State] (pp. 685–686). Moscow: MGU. (In Russian)

Tararak, A. V. «Roslavlev» A. S. Pushkina i evropeyskiy napoleonovskiy mif [Roslavlev by A. S. Pushkin and the European Napoleonic Myth]. Retrieved from http://journals.hnpu.edu.ua/ojs/liter/article/view/641. (In Russian)

Tolkacheva, S. V. (2012). Immanentnyie chertyi poeticheskogo obraza nevestyi v russkih svadebnyih pesnyah i prichitaniyah Udmurtii [Immanent Features of the Poetic Image of the Bride in Russian Wedding Songs and Lamentations of the Udmurt Republic]. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 4, 87–92. (In Russian)

Vydrina, V. V. (2011). Zhenskie obrazyi v «Roslavleve» A. S. Pushkina i «Svidanii s Bonapartom» B. Sh. Okudzhavyi [Female Characters in Roslavlev by A. S. Pushkin and A Date with Bonaparte by B. Sh. Okudzhava]. Almanah sovremennoy nauki i obrazovaniya, 4 (47), 190–192. (In Russian)

Zdravomyslova, E., Gerasimova, E., & Troyan, N. (1998). Gendernyie stereotipyi v doshkolnoy detskoy literature: russkie skazki [Gender Stereotypes in Preschool Children’s Literature: Russian Fairy Tales]. Preobrazhenie, 6, 8–19. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.029

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.