Служебные и дискурсивные функции английского слова like

Ekaterina Sergeevna Chiglintseva, Elena Aleksandrovna Vikulova

Аннотация


В статье рассматривается проблема разграничения традиционных служебных функций английского слова like, употребляемого в качестве предлога, союза, частицы, и его особых дискурсивных функций, таких как металингвистическая, эмфатическая, функция заполнения хезитационной паузы, функция введения в предложение прямой речи, примера, примерного количества. Данные функции передают субъективные оттенки смысла и имеют абстрактную семантику сходства, что способствует использованию слова like в очень разнообразных с прагматической точки зрения контекстах. В специальных исследованиях для обозначения различных коммуникативных функций like используется термин «дискурсивный маркер», однако разработка классификационной модели для описания перечисленных функций представляет существенную проблему.

В статье также прослеживается путь семантического развития данной лексемы. Отмечено, что развитие дискурсивных функций сопровождается десемантизацией, т. е. частичной утратой лексического значения и повышением уровня абстрактности семантики слова like.

Кроме того, авторы представляют результаты собственного исследования, проведенного с целью выявления тенденций употребления like как служебного слова и дискурсивного маркера в англоязычных текстах двух функциональных стилей — художественной прозы и научной прозы. Анализ подтверждает, что служебные и дискурсивные функции слова like востребованы преимущественно в разговорном английском и в художественной прозе, изображающей разговорную речь, но не характерны для научной прозы. Дальнейшие перспективы разработки проблем дискурсивных функций лексических единиц связываются с теориями и методиками прагмалингвистики.


Ключевые слова


like; этимология; десемантизация; дискурсивные функции; дискурсивный маркер; прагмалингвистика; части речи.

Полный текст:

PDF

Литература


Andersen, G. (1998). The Pragmatic Marker like from a Relevance-Theoretic Perspective. In A. H. Jucker, & Y. Ziv (Eds.), Discourse Markers: Descriptions and Theory (pp. 147–170). Amsterdam: John Benjamins.

Andersen, G. (2001). Pragmatic Markers and Sociolinguistic Variation: A Relevance-theoretic Approach to the Language of Adolescents. Amsterdam: John Benjamins.

Brinton, L. (2009). Pathways in the Development of Pragmatic Markers in English. In A. van Kemenade, & B. Los (Eds.), The Handbook of the History of English (pp. 307–334). Malden, MA; Oxford: Wiley-Blackwell.

Brown, P., & Levinson, S. (1987). Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press.

Fraser, B. (1999). What are discourse markers? Journal of Pragmatics, 31, 931–952.

Iosef, M. (2013). Signs of Colloquialization. Three Corpus-Based Case Studies (master’s thesis). Oslo University. Retrieved from https://www.duo.uio.no/bitstream/handle/10852/37034/iosef_master.pdf?sequence=2

Murashkovskaya, E. M. (2014). Diskursivnyi marker like v molodezhnom onlain-diskurse [Discourse Marker Like in Online Youth Communication]. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2 (82), 116–121. (In Russian)

Quirk, R., Greenbaum, S., Leech, G., & Svartvik, J. (1982). Grammatika sovremennogo angliiskogo iazyka dlia universitetov [A University Grammar of English]. Moscow: Vysshaia shkola. (In Russian)

Quirk, R., Greenbaum, S., Leech, G., & Svartvik, J. (1985). A Comprehensive Grammar of the English Language. Harlow: Longman.

Schiffrin, D. (1987). Discourse Markers. Cambridge: Cambridge University Press.

Shilikhina, K. M. (2015). Izuchenie diskursivnykh markerov metodami korpusnoi lingvistiki [The Analysis of Discourse Markers Based on Corpus Linguistics Methods]. Vestnik VGU. Seriia: Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunikatsiia, 3, 120–125. (In Russian)

Siegel, M. (2002). Like: The Discourse Particle and Semantics. Journal of Semantics, 19, 35–71.

Viktorova, E. Yu. (2014). Pragmaticheskaia polifunktsional’nost’ diskursivnykh slov [Pragmatic Polyfunctionality of Discourse Words]. Vestnik VGU. Seriia: Lingvistika i mezhkul’turnaia kommunikatsiia, 2, 18–22.

Wilson, D., & Sperber, D. (2006). Relevance Theory. In L. R. Horn, & G. L. Ward (Eds.), The Handbook of Pragmatics (pp. 607–632). Malden, MA: Blackwell Publishing.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru