Февраль и октябрь 1917 г. в «самиздате» петроградских студентов

Yulia Anatolyevna Rusina

Аннотация


Статья вводит в научную практику неизученный ранее исторический источник: самодеятельный журнал студентов Петроградского института инженеров путей сообщения Императора Александра I, выпускавшийся в 1917–1918 гг. Информационное богатство этого периодического издания и, как следствие, его исследовательский потенциал определяются временем и местом появления источника, а также осведомленностью его авторов. В журнале отражен поколенческий взгляд на события Февральской и Октябрьской революций, динамика в настроениях и ожиданиях молодых людей, оказавшихся в центре глобальных исторических сдвигов. Скрупулезный содержательный анализ 12 журнальных выпусков позволил увидеть ломку дореволюционной образовательной системы, а также зачатки новых социальных ценностных ориентиров, приведших к появлению пресловутой мифологизации в образе homo soveticus. С другой стороны, периодическое издание, организованное студентами, оказавшимися на волне двух революций, демонстрирует социокультурный и эмоционально-психологический облик поколения, чье личностное становление происходило в эпоху гибели одной империи и зарождения другой, поколения, «ушедшего» со сцены советской истории. Термин «самиздат» применительно к журналу «Топор и якорь» используется условно, в связи с чем закавычен в заглавии. В данном случае признаки, определяющие самиздат — нелегальность, неподцензурность, — отсутствуют. Напротив, журнал был принят и одобрен руководством вуза и всячески им поддерживался, в том числе и в финансовом плане. «Топор и якорь» скорее относится к самодеятельной периодике, а самиздатность определяется лишь инициативой и добровольными усилиями его создателей.

Ключевые слова


Февральская революция 1917 г.; Октябрьская революция 1917 г.; студенческая самодеятельная периодика; Петроградский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I; исторический источник.

Полный текст:

PDF

Литература


Korenev, L. I. (2009). Zabytye imena v istorii Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniia [Forgotten Names in the History of Petersburg State Transport University]. Izvestiia PGUPS, 4, 99–119. (In Russian)

Okhochinsky, M. N. (2014). Studencheskie nauchnye obshchestva v oblasti aviatsii i kosmonavtiki (1910–1920) [Student Academic Societies in the Field of Aviation and Cosmonautics (1910–1920)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 8–9, 141–146. (In Russian)

Smyk, A. F. (2014). Ot imperatorskogo inzhenernogo uchilishcha k otraslevym transportnym institutam (1810–1930) [From the Imperial Engineering School to Branch Transport Institutes (1810–1930)]. Vestnik MADI, 2 (37), 3–14. (In Russian)

Voronin, M. I., & Voronina, M. M. (2001). Zelenaia liagushka. Iz istorii puteiskogo instituta Peterburga [The Green Frog. From the History of the Transport Institute of St Petersburg]. Istoriia Peterburga, 3, 65–67. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.3.049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru