Прошлое Крыма в восприятии британского миссионера Эбенезера Хендерсона

Nikita Igorevich Khrapunov, Natalia Vitalievna Ginkut

Аннотация


В статье анализируются представления о прошлом Крыма, существовавшие в общественном сознании первой четверти XIX в., на примере сочинения знаменитого британского библеиста и путешественника Эбенезера Хендерсона (1784–1858). Хендерсон был сотрудником Российского библейского общества, целью которого было распространение Священного Писания среди жителей империи. Деятельность Общества пользовалась покровительством Александра I, который, вероятно, рассчитывал использовать результаты работы библеистов для облегчения интеграции «инородцев» в свою империю. В 1820 г. Хендерсон принимал участие в инспекционной поездке по русским провинциям. Итогом стала публикация путевых записок, ставших одним из наиболее интересных описаний России в Александровскую эпоху. Записки Хендерсона представляют интерес для понимания того, как авторы эпохи, когда уже появились первые обобщающие работы по истории Крыма, использовали и переосмысляли их при создании травелогов, сопоставляя книжные данные с результатами натурных наблюдений. Сочинение Хендерсона представляет собой особый опыт осмысления истории автором, имевшим разносторонние филологические знания и потому обладавшим редчайшей возможностью читать античные, византийские и восточные источники в подлиннике. Но Хендерсон был и религиозным деятелем, потому на его выводы оказывало влияние его христианское чувство и искания. Итогом стало сочинение, состоящее из мозаики научных и религиозных, сентиментальных и благочестивых, реалистических и иллюзорных фрагментов. В роли триггера, вызывающего исторические ассоциации, выступают не только археологические памятники, но и просто географические пункты, которые могли быть связаны с безвозвратно утерянными следами прошлого.


Ключевые слова


записки путешественников; история науки; археология Крыма; история Крыма; воображаемая география; Эбенезер Хендерсон.

Полный текст:

Без имени

Литература


Batalden, S. (2004). Musul’manskii i evreiskii voprosy v Rossii epokhi Aleksandra I glazami shotlandskogo bibleista i puteshestvennika [The Muslim and Jewish Questions in Russia in the Age of Alexander I through the Eyes of Scottish Biblicist and Traveller Ebenezer Henderson]. Voprosy istorii, 5, 46–63. (In Russian)

Deguignes, [J.] (1757). Histoire générale des Huns, des Mongoles, des Turcs el des autres Tartares occidentaux… (Vol. 3). Paris: Desaint & Saillant. (In French)

Fedorchuk, A. (2007/2008). Evreiskie nekropoli Kryma: istoriia issledovaniia i sovremennoe sostoianie. Evroaziatskii evreiskii ezhegodnik, 5768, 212–227. (In Russian)

Formozov, A. A. (2000). Pushkin i drevnosti. Nabliudeniia arkheologa [Pushkin and Antiquities: An Archaeologist’s Observations]. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury. (In Russian)

Henderson, Th. S. (1859). Memoir of the Rev. E. Henderson, D. D., Ph. D. Including His Labours in Denmark, Iceland, Russia, etc., etc. London: Knight. (In French)

Kacharava, D., & Kvirkveliia, G. (1991). Goroda i poseleniia Prichernomor’ia antichnoi epokhi. Malyi entsiklopedicheskii spravochnik [Cities and Settlements in the Northern Black Sea Region in the Graeco-Roman Period. A Short Encyclopaedic Guide]. Tbilisi: Metsniereba. (In Russian)

Khrapunov, N. I. (2010). Rets. na kn.: Henderson E. Bibleiskie razyskaniia i stranstviia po Rossii... SPb., 2006 [Review of: Henderson, E. (2006). Biblical Studies and Travels in Russia… St Petersburg]. Ab Imperio, 1, 242–255. (In Russian)

Khrapunov, N. I. (2013). James Webster and James Edward Alexander o pervykh raskopkakh v Khersonese [James Webster and James Edward Alexander on the First Excavation of Chersonese]. In N. A. Alekseenko (Ed.), ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: imperiia i polis [Chersonos Themata: the Empire and the Polis] (pp. 351–366). Sevastopol: Arefyev. (In Russian)

Khrapunov, N. I. (2016). Staryi Krym i ego pamiatniki glazami puteshestvennikov kontsa XVIII — nachala XIX veka [Old Crimea and Its Antiquities as Viewed by Travellers from the Late 18th and Early 19th Centuries]. Zolotoordynskoe obozrenie, 4/4, 832–860. (In Russian)

Kizilov, M. (2003). Karaites through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites according to the Descriptions of the Travelers. New York: [s. n.].

Mogarichev, Iu. M. (2005). “Peshchernye goroda” v Krymu [“Cave Towns” in the Crimea]. Simferopol: Sonat. (In Russian)

Pypin, A. N. (2000). Religioznye dvizheniia pri Aleksandre I [Religious Movements in Russia under Alexander I]. St Petersburg: Akademicheskii proekt. (In Russian)

Rybakin, A. I. (1986). Slovar’ angliiskikh familii: okolo 22700 familii [A Dictionary of English Family Names: About 22,700 Family Names]. Moscow: Russkii iazyk. (In Russian)

Said, E. W. (2006). Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism: Western Conceptions of the East]. Moscow: Russkii mir. (In Russian)

Schönle, A. (2004). Podlinnost’ i vymysel v avtorskom soznanii russkoi literatury puteshestvii. 1790–1840 [Authenticity and Fiction in the Russian Literary Journey, 1790–1840]. St Petersburg: Akademicheskii proekt. (In Russian)

Smirnov, V. D. (2005). Krymskoe khanstvo pod verkhovenstvom Ottomanskoi Porty [The Crimean Khanate under the Dominance of the Ottoman Porte] (Vol. 1). St Petersburg: Rubezhi XXI. (In Russian)

Tunkina, I. V. (2002). Russkaia nauka o klassicheskikh drevnostiakh iuga Rossii (XVIII — seredina XIX v.) [Russian Science on Classical Antiquities in Southern Russia (18th to mid-19th Centuries)]. St Petersburg: Nauka. (In Russian)

Vishlenkova, E. A. (1998). Religioznaia politika v Rossii (pervaia chetvert’ XIX v.) [Religious Policies in Russia (First Quarter of the 19th Century]. Kazan: Kazanskii gosudarstvennyi universitet. (In Russian)

Wolff, L. (2003). Izobretaia Vostochnuiu Evropu: karta tsivilizatsii v soznanii epokhi Prosveshcheniia [Inventing Eastern Europe: The Map of Civilisation in the Consciousness of the Enlightenment]. Moscow: NLO. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.4.066

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.