ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов изучения декоративно-прикладного искусства XIX в. — проблеме атрибуции авторства в условиях заимствований и трансфера вкуса на фоне активных кросс-культурных контактов, космополитичного искусства периода неостилей и становления промышленного воспроизведения предметов декора, опирающегося на принцип тиражирования образца. В рамках исследования рассматривается конкретный источник заимствований — гравированный альбом рисунков Леона Фёшера «L’art industriel» (1839) — и интерпретации трех образцов из этого увража отечественными мастерами камнерезного искусства середины — второй половины XIX в. Сопоставляется подход к оригиналу в работах собственной Малахитовой фабрики Демидовых (1847–1851) и в произведениях императорской Колыванской шлифовальной фабрики, выполненных в 1870-х гг. по проектам Ивана Александровича Злобина. Предметный ряд исследования составляют произведения из Королевской коллекции Великобритании (в статье впервые приводятся сведения о хранении в этом собрании двух работ русских камнерезных предприятий), из собрания Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН (Москва) и ратуши г. Парижа, его дополняют источники из библиотеки Национального института истории искусств (Париж, фонд Дусе) и документы Министерства императорского двора из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург).
Анализируя предметный ряд и сопоставляя его с графическими прототипами, автор приходит к выводу о необходимости дополнения существующей авторской атрибуции камнерезных работ данными о первоисточнике. На конкретных примерах в статье доказывается несостоятельность узконационального подхода к истории русского камнерезного искусства и необходимость ее изучения в европейском контексте.
Budrina, L. A. (2013a). Dinastiia kamnerezov Suminykh: ot granil’shchika imperatorskoi fabriki do postavshchika imperatritsy [The Dynasty of Stonecutters Sumin: From the Cutter of Imperial Factory to the Supplier of the Empress]. In I. K. Bott (Ed.), Postavshchiki Imperatorskogo dvora. Materialy XIX Tsarskosel’skoi nauchnoi konferentsii [Suppliers of the Imperial Court: Proceedings of the 19th Tsarskoe Selo Conference] (pp. 50–58). St Petersburg: Serebrianyi vek. (In Russian)
Budrina, L. A. (2013b). Malakhitovaia fabrika Demidovykh: po sledam eksponatov pervoi Vsemirnoi vystavki (London, 1851) [The Demidov Malachite Factory: Following the Traces of the Exhibits from the First World’s Fair (London, 1851)]. In N. G. Demidova, & L. Tonini (Eds.), Demidovy v Rossii i Italii. Opyt vzaimnogo vliianiia rossiiskoi i evropeiskoi kul’tur v XVIII–XX vv. na primere neskol’kikh pokolenii sem’i Demidovykh [Demidovs in Russia and Italy. The Experience of Mutual Influence of Russian and European Cultures between the 18th and 20th Centuries with Reference to Several Generations of the Demidov Family] (pp. 259–293). Moscow: Kontsept-Media. (In Russian)
Budrina, L. A. (2013c). Parizhskaia shkola kamnereznogo dela v I treti XIX veka i zakazy N. N. Demidova [1st Third of the 19th Century Paris School of Stone Carving and Nikolay Demidov’s Orders]. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriia 2. Gumanitarnye nauki, 1 (111), 5–19. (In Russian)
Chistyakova, M. B., & Budanova, N. R. (2003). Izdeliia Kolyvanskoi shlifoval’noi fabriki v Mineralogicheskom muzee im. A. E. Fersmana RAN [Articles of Kolyvan Polishing Factory in the Fersman Mineralogical Museum of RAS]. In Novye dannye o mineralakh [New Data on Minerals] (Iss. 38, pp. 81–88). Moscow: EKOST. (In Russian)
Goncharenko, E. B. (2016). Otets i syn Zlobiny — arkhitektory [Architects Father and Son Zlobin]. In D. D. Garkusha (Ed.), Balandinskie chteniia: sbornik statei nauchnykh chtenii pamiati S. N. Balandina [Balandin Readings: Proceedings of a Scholarly Conference in Memory of S. N. Balandin] (Vol. 11, pp. 218–222). Novosibirsk: Novosibirsk State Institute of Architecture, Design and Arts. (In Russian)
Les Feuchère (1998). Dynastie de fondeurs. 1785–1840. Catalogue Juin 1998. Paris: Galerie André Lemaire. (In French)
Mavrodina, N. M. (2007). Iskusstvo russkikh kamnerezov XVIII–XIX vekov. Katalog kollektsii [The Art of Russian Masters of the 18th–19th Centuries: Catalogue of the Collection]. St Petersburg: State Hermitage Press. (In Russian)
Rodionov, A. M. (2002). Kolyvan’ kamnereznaia [Stonecutting Kolyvan]. Barnaul: Altayskiy poligraficheskiy kombinat. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru