Критерий пользы в оценке искусства русской литературной критикой 1860-х гг.

Natalia Vladimirovna Volodina

Аннотация


Статья посвящена полемике в русской критике 1860-х гг. о назначении, цели и «полезности» искусства. Сопоставительный анализ работ публицистической и эстетической критики, а также М. Н. Каткова и Н. Д. Ахшарумова позволил прий­ти к следующим выводам. Критические дискуссии этого периода продемонстрировали разнообразие ответов на указанные вопросы, при сохранении ряда константных идей. Это утверждение пользы искусства как популяризатора научного знания, акцент на его просветительской функции; признание ценности искусства как фактора духовно-нравственного воздействия на человека; полемическое заявление о его «практической» бесполезности, избыточности, с точки зрения рационального взгляда на вещи. Индивидуальная авторская методология, собственные аксиологические предпочтения обусловили различное понимание критиками 1850–1860-х гг. вопроса о пользе искусства. Так, Н. Г. Чернышевский считает, что пропагандируя, популяризируя научные знания, искусство помогает изменить сознание человека и даже улучшить его материальное и социальное положение, иначе говоря, быть для него практически полезным. А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков, говоря о роли и значении искусства, вообще не используют эту оценочную категорию. Для М. Н. Каткова представление о пользе искусства оказывается связано с идеей свободы художественного творчества, его независимости от любого внешнего диктата. Н. Д. Ахшарумов отвергает сам критерий пользы по отношению к искусству.

Вместе с тем в их полемике обнаружились и свои внутренние сближения, внешне не столь очевидные, но существенные для понимания сложности взаимо­отношений разных эстетических теорий и ключевых проблем самой эпохи. Полемика в критике 1850–1860-х гг. по поводу пользы искусства свидетельствует об относительности этой аксиологической категории, а также ее исторической изменчивости. Однако, независимо от истолкования этой категории, она остается константным понятием, определяющим в глазах общества и частного человека ценность искусства, его назначение и необходимость. Актуальные для эпохи всеобщих перемен, какой была середина XIX в., эти вопросы являются востребованными в любое время, способное к рефлексии по поводу «вечных» проблем.


Ключевые слова


аксиология; польза; критика 1850–1860-х гг.; прагматизм; сциентизм; свобода творчества.

Полный текст:

Без имени

Литература


Gurevich, P. S. Filosofiya kul’tury. Ierarhiia cennostej [The Philosophy of Culture. The Hierarchy of Values]. Retrieved from http://society.polbu.ru-/gurevich_culturephilo/ch17_i.html. (In Russian)

Kantor, V. V. (1978). Russkaya ehstetika vtoroj poloviny XIX stoletiya i obshchestvennaia bor’ba [Russian Aesthetics of the 2nd Half of the 19th Century and Civil Struggle]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Mamardashvili, M. (2002). Filosofskie chteniia [Philosophical Readings]. St. Petersburg: Azbuka-klassika. (In Russian)

Olaszek, B. (2005). Russkij pozitivizm. Idei v zerkale literatury [The Russian Positivism. Ideas in the Mirror of Literature]. Łódź: Wydawn. UŁ. (In Russian)

Zen’kovsky, V. V. (1991). Istoriia russkoj filosofii [The History of Russian Philosophy] (Vols. 1–2). (Vol. 1). Leningrad: Ego. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.1.007

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Комментарии к статье

Просмотреть все комментарии