Византийское законодательство о возможности раба стать монахом

Anna Borisovna Vankova

Аннотация


В Византийской империи, несмотря на то, что она была христианским государством, продолжал существовать институт рабства. Однако христианская идеология, которая могла бы вступить в конфронтацию с социальной реальностью, в действительности мирно уживалась с ней во многих областях. Цель данной работы показать, как происходила интеграция социального института рабства с религиозным, а именно монашества, какое это нашло отражение в светском и церковном законодательстве, а также в канонистике. Происходила ли с течением времени гуманизация и смягчение законодательства, чем отличались подходы светского и церковного права к этим вопросам? Вопрос интеграции рабов в монашество рассматривается в статье в контексте всего византийского тысячелетия. Источниковой базой исследования служат памятники светского (закон Валентиниана III, конституции, включенные в Кодекс Юстиниана, новеллы Юстиниана, Эклога, Василики, новеллы Льва VI) и церковного законодательства (каноны Гангрского и Халкидонского соборов, апостольские правила), светско-церковного права (Номоканон XIV титулов), произведения канонистов (Зонары, Аристина и Вальсамона, Матфея Властаря), извлечения из Правил Василия Великого, Правил Пахомия и Жития Ипатия Руфинианского. В статье сделан вывод, что в каноническом праве и сочинениях канонистов позиция Церкви выражена предельно ясно — раб без воли господина не мог стать монахом, клириком или епископом. Канон, принятый в 451 г., впоследствии не изменялся. О гуманизации законодательства можно говорить применительно к новеллам Юстиниана — императора, предоставившего всем — и рабам, и свободным — право (почти в равной мере) следовать своему религиозному призванию. Раб, принявший схиму, становился условно свободным, поскольку если он покидал монастырь, то возвращался в свое прежнее состояние.


Ключевые слова


римское право; византийское право; церковное право; раб; монастырь.

Полный текст:

Без имени

Литература


Barone-Adesi, G. (1990). Monachesimo ortodosso d’Oriente e diritto romano nel tardo antico [Orthodox Monasticism in the East and the Roman Law of the Late Antiquity]. Milano: Dott. A. Giuffrè Editore. (In Italian)

Beck, H.-G. (1959). Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich [Church and Theological Literature in the Byzantine Empire]. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung. (In German)

Frazee, Ch. A. (1982). Late Roman and Byzantine Legislation on the Monastic Life from the Fourth to the Eighth Centuries. Church History, 51, 3, 264–279.

Gaudemet, J. (1985). Les sources du droit de l’Église en Occident du II au VII siècle [The Sources of Canonical Law in the West between the 2nd and 7th Centuries]. Paris: Ed. Du Cerf et du CNRS. (In French)

Granič, B. (1931). Das Klosterwesen in der Novellengesetzgebung Kaiser Leons des Weisen [The Monastery in the Leo VI the Wise’s Novellas Law]. Byzantinische Zeitschrift, 31, 61–69. (In German)

Gribomont, J. (1955). Le monachisme au IV-e siecle en Asie Mineure: de Gangres au Messalianisme [Monasticism in 4th Century Asia Minor: From Gangres to Messalianisme]. Studia Patristica, II, II, 400–415. (In French)

Hadjinicolau-Marava, A. (1950). Recherches sur la vie des esclaves dans le monde Byzantin [The Studies on Slaves’ Life in the Byzantine World]. Athènes: L’atelier de l’ Institut français d’ Athènes. (In French)

Köpstein, H. (1966). Zur Skaverei im Ausgehenden Byzanz: Philologisch-historische Untersuchung [About Slavery in Late Byzantium: Philological and Historical Study]. Berlin: Akad.-Verlag. (In German)

Melluso, M. (2000). La schiavitù nell'età giustinianea. Disciplina giuridica e rilevanza sociale [Slavery in the Age of Justinian. Legal Discipline and Social Significance]. Paris: Presses Universitaires Franc-Comtoises. (In Italian)

Nissen, P. (1897). Die Regelung des Klosterwesens im Rhomäerreiche bis zum Ende des 9 Jahrhunderts [The Regulation of Monastery Life in the Roman Empire until the Late 9th Century]. Hamburg: Gedruckt bei Lüteke und Wulff. (In German)

Rotman, Y. (2004). Les esclaves et l’esclavage: De la Méditerranée antique à la Méditerranée médiévale [Slaves and Slavery: From the Ancient to Mediaeval Mediterranean]. Paris: Les Belles Lettres. (In French)

Rotman, Y. (2009). Byzantine Slavery and Mediterranean World. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Schminck, A. (1991). Apostolic Constitutions. In A. P. Kazhdan (Ed.), Oxford Dictionary of Byzantium (Vol. 1, p. 141). New York; Oxford: Oxford University Press.

Tsypin. V., & Litvinova, L. V. (2001). Apostol’skie pravila [The Apostolic Rules]. In Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia] (Vol. 3, pp. 119–121). Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr «Pravoslavnaia entsiklopediia». (In Russian)

Vankova, A. B. (2011). Rannevizantiiskii monastyr’ i ius asyli (kon. IV v. — pervaia polovina V v.) [The Early Byzantine Monastery and ius asylii (Late 4th — First Half of the 5th Centuries)]. In Vizantiiskie ocherki [Byzantines Studies] (pp. 39–44). Мoscow; St Petersburg: Aletheia. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.1.010

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.