ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена малоизученному этапу формирования общей политики Европейских Сообществ, включающих Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), в сфере высшего образования – 1950–1960-м гг., ведь именно он характеризуется интенсивным поиском идей и наиболее активным сопротивлением их внедрению. Преобладающее в научной литературе объяснение перехода к наднациональному регулированию в 1970-е гг. исключительно экономическими причинами представляется недостаточным, поскольку не отвечает на вопрос, почему он произошел именно в эпоху, характеризуемую как евроскептицизм, или общий откат в европейской интеграции. Цель настоящей работы — проанализировать эволюцию образовательного сотрудничества в Европе в данный период с позиций транзакционного подхода, предполагающего взаимозависимость эволюции наднационального регулирования с транснациональной деятельностью. Источниками для написания статьи послужили официальные документы Евратома и ЕЭС, выступления политических деятелей о создании «европейского измерения» высшего образования, а также документы, отражающие позицию университетов. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что обсуждение возможных моделей гармонизации высшего образования Европы и формирование политики Сообществ в данной сфере начались задолго до ее закрепления в официальных документах в 1970-е гг. Этот длительный процесс характеризовался поиском новых идей и их адаптацией к сложившимся условиям. Опираясь на транснациональное сообщество и сети и одновременно способствуя их развитию, наднациональные органы смогли обеспечить поддержку своей деятельности. Сотрудничество Европейских Сообществ с академическим сообществом позволило заложить основы для создания нового наднационального европейского измерения в вузах.
Beerkens, E. (2008). The Emergence and Institutionalisation of the European Higher Education and Research Area. European Journal of Education, 43(4), 407–425.
Blitz, B. K. (2003). From Monnet to Delors: Educational Cooperation in the European Union. Contemporary European History, 2, 197–212.
Corbett, A. (2005). Universities and the Europe of Knowledge: Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Union Higher Education Policy, 1955–2005. New York: Palgrave Macmillan.
Neave, G. (2003). The Bologna Declaration: Some of the Historic Dilemmas Posed by the Reconstruction of the Community in Europe’s Systems of Higher Education. Educational Policy, 17(1), 141–164.
Palayret, J.-M., & Schreurs, R. (1996). A university for Europe : prehistory of the European University Institute in Florence (1948–1976). Rome: Presidency of the Council of Ministers, Department of Information and Publishing.
Pépin, L. (2007). The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: how lifelong learning became a strategic objective. European Journal of Education, 42(1), 121–132.
Ruegg, W. (Ed.). (2011). A History of the University in Europe: Vol. IV: Universities since 1945. New York: Cambridge University Press.
Tarasov, A. E. (2013). Obrazovatel’naia politika EES v 50—80 godakh XX veka [EEC Educational Policy in the 1950s–1980s]. Vestnik Rossijskogo Universiteta Druzhby Narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija, 4, 66–75. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru