Политика Европейских Сообществ в 1950–1960-е гг. в сфере высшего образования: идеи и воплощение

Natalia Vladimirovna Leskina

Аннотация


Статья посвящена малоизученному этапу формирования общей политики Европейских Сообществ, включающих Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), в сфере высшего образования – 1950–1960-м гг., ведь именно он характеризуется интенсивным поиском идей и наиболее активным сопротивлением их внедрению. Преобладающее в научной литературе объяснение перехода к наднациональному регулированию в 1970-е гг. исключительно экономическими причинами представляется недостаточным, поскольку не отвечает на вопрос, почему он произошел именно в эпоху, характеризуемую как евроскептицизм, или общий откат в европейской интеграции. Цель настоящей работы — проанализировать эволюцию образовательного сотрудничества в Европе в данный период с позиций транзакционного подхода, предполагающего взаимозависимость эволюции наднационального регулирования с транснациональной деятельностью. Источниками для написания статьи послужили официальные документы Евратома и ЕЭС, выступления политических деятелей о создании «европейского измерения» высшего образования, а также документы, отражающие позицию университетов. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что обсуждение возможных моделей гармонизации высшего образования Европы и формирование политики Сообществ в данной сфере начались задолго до ее закрепления в официальных документах в 1970-е гг. Этот длительный процесс характеризовался поиском новых идей и их адаптацией к сложившимся условиям. Опираясь на транснациональное сообщество и сети и одновременно способствуя их развитию, наднациональные органы смогли обес­печить поддержку своей деятельности. Сотрудничество Европейских Сообществ с академическим сообществом позволило заложить основы для создания нового наднационального европейского измерения в вузах.


Ключевые слова


образовательная политика; Европейские Сообщества; Евратом; ЕЭС; ЕС; высшее образование; европейский университет; европейское измерение.

Полный текст:

Без имени

Литература


Beerkens, E. (2008). The Emergence and Institutionalisation of the European Higher Education and Research Area. European Journal of Education, 43(4), 407–425.

Blitz, B. K. (2003). From Monnet to Delors: Educational Cooperation in the European Union. Contemporary European History, 2, 197–212.

Corbett, A. (2005). Universities and the Europe of Knowledge: Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Union Higher Education Policy, 1955–2005. New York: Palgrave Macmillan.

Neave, G. (2003). The Bologna Declaration: Some of the Historic Dilemmas Posed by the Reconstruction of the Community in Europe’s Systems of Higher Education. Educational Policy, 17(1), 141–164.

Palayret, J.-M., & Schreurs, R. (1996). A university for Europe : prehistory of the European University Institute in Florence (1948–1976). Rome: Presidency of the Council of Ministers, Department of Information and Publishing.

Pépin, L. (2007). The History of EU Cooperation in the Field of Education and Training: how lifelong learning became a strategic objective. European Journal of Education, 42(1), 121–132.

Ruegg, W. (Ed.). (2011). A History of the University in Europe: Vol. IV: Universities since 1945. New York: Cambridge University Press.

Tarasov, A. E. (2013). Obrazovatel’naia politika EES v 50—80 godakh XX veka [EEC Educational Policy in the 1950s–1980s]. Vestnik Rossijskogo Universiteta Druzhby Narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija, 4, 66–75. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.1.014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

Комментарии к статье

Просмотреть все комментарии