Ман Рэй, художник и фотограф: проблемы самоидентификации

Оlga Nikolayevna Averyanova

Аннотация


Статья рассматривает проблемы самоидентификации Ман Рэя (1890–1976) в качестве художника и фотографа в первой половине ХХ в., в эпоху становления новой эстетической парадигмы, включающей демифологизацию художника-творца и оригинальности произведения. Имя автора, функционирующее теперь в рамках культурного маркетинга, слившись на структурном уровне с понятием «бренд», усиливается созвучием со стилистическим тропом или даже визуальной аллитерацией с художественными методами, в конечном итоге, становясь семиотической или эмблематической функцией художника. Ман Рэй, придумавший себе новое имя, а впоследствии использовавший его для наименования одного из способов получения безкамерного фотоотпечатка, осмысленно создал «художественный продукт» посредством аналогии с товарной продукцией. Его намерение стать художником, изменить свою фамильную идентификацию стало своего рода внутренней предпосылкой этого «ментального» жеста, связанного, в том числе, с внешними обстоятельствами, изменениями, происходящими в мире. Все его разнообразные артистические практики – свидетельство того, как художник пытался осмыслить формальную раздвоенность своего творчества на экспериментальные опыты и коммерческую деятельность. «Авторский бренд» примиряет эти антагонистические расхождения, становясь доказательством того, что сам художник является единственным источником своих произведений и единственной причиной их оригинальности. Автор становится своего рода «творческой фабрикой», производящей «обновления» под своей маркой, играет роль регулятора процесса, характерную для буржуазной эры индивидуализма и прагматизма. Уже в своем раннем живописном произведении, лишенном сюжета, Ман Рэй предлагает новую форму функционирования имени художника в условиях разрушения традиционной идеи авторства. В дальнейшем он будет демонстрировать собственную вовлеченность в исследования самоидентификации при помощи фотографии, где вопросы оригинальности и художественной ценности во многом определяются ее контекстом.


Ключевые слова


Ман Рэй; фотография; культурный маркетинг; реклама; бренд; самоидентификация; рэйография; соляризация; дадаизм; сюрреализм.

Полный текст:

Без имени

Литература


Baker, G. (2009). Man Ray’s Culture Industry. In M. Klein (Ed.), Alias Man Ray: The Art of Reinvention (pp. 129–161). New Haven: Yale University Press.

Behne, A. (1997). DADA. Freiheit, Berlin, 9 Juillet 1920. In O. Lugon, La Photographie en Allemagne Anthologie de textes (1919–1939) (pp. 214–216). Nîmes: Les éditions Jacqueline Chambon.

Benjamin, W. (1996). Proizvedenie iskusstva v ehpohu ego tekhnicheskoj vosproizvodimosti [A Work of Art in the Era of Its Technical Reproducibility]. Moscow: Medium. Retrieved from http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/uch_materialy/muz/3_kurs/Estetika_Leschinskaya/6.pdf. (In Russian)

Cheroux, C. (2010). Man Ray: Portraits. Paris, Hollywood, Paris. From the Man Ray Archives of the Centre Pompidou. München: Cheroux Clement.

Klein, M. (2009). Alias Man Ray. In M. Klein (Ed.), Alias Man Ray: The Art of Reinvention (pp. 1–107). New Haven: Yale University Press.

Mundy, J. (Ed.). (2016). Man Ray: Writings on Art. London: Tate Publishing.

Novak, B. (1979). American Painting of the Nineteenth Century; Realism, Idealism, and the American Experience. New York: Praeger.

Schwarz, A. (1977). Man Ray: The Rigour of Imagination. London: Thames & Hudson.

Zabel, B. (2004). Assembling Art: The Machine and the American Avant-Garde. Jackson: University Press of Mississippi.

Zlydneva, N. V. (2008). Izobrazhenie i slovo v ritorike russkoj kul’tury ХХ veka [Image and Word in the Rhetoric of 20th Century Russian Culture]. Moscow: Indrik. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.