Обозначения османов в византийских исторических сочинениях Дуки и Лаоника Халкокондила

Natalia Eduardovna Zhigalova

Аннотация


Обозначая тот или иной народ, византийцы не ограничивались использованием грецизированных самоназваний этих этнических групп. Особенностью византийского этнонимического лексикона было воспроизведение архаизированных названий, применение уничижительной номинации «варвары» либо собирательных наименований. Выбор византийскими авторами тех или иных наименований применительно к конкретному народу отражает характер культурного восприятия ромеями другого этноса и отношения к нему в определенных исторических условиях. Цель настоящего исследования — проанализировать синонимический ряд обозначений османов поздневизантийскими историками Дукой и Лаоником Халкокондилом, выявить особенности употребления этих названий, а также заключенную в них культурно-историческую характеристику.

Опираясь на методику контент-анализа исторических сочинений Дуки и Халкокондила, автор статьи выделяет следующий синонимический ряд: «турки», «варвары», «османы», «мусульмане», «неверные», — и анализирует частотность употребления данных наименований и контексты, в которых они встречаются. Как показало исследование, наименования «османы» и «мусульмане» использовались авторами ситуативно, исходя из строго определенного контекста, и не несли в себе ни положительных, ни отрицательных коннотаций. Словом «варвары» историки обозначали представителей иного, отличного от христианского, вероисповедания, причем применяли его исключительно к мусульманским народам тюркского происхождения. Оценочная характеристика «неверные» применялась Дукой только в отношении турок-османов, чтобы подчеркнуть их религиозную инаковость и враждебность к христианской вере, в то время как Халкокондил вообще избегал употребления этого семантически перегруженного слова. Самым же часто употребляемым обозначением был нейтральный этноним «турки», который был более привычен для византийцев и, по всей вероятности, повсеместно использовался в повседневной речевой практике.


Ключевые слова


Поздняя Византия; византийские историки; Дука; Лаоник Халкокондил; турки-османы; варвары; мусульмане; неверные.

Полный текст:

Без имени

Литература


Bartusis, M. C. (1995). The Functions of Archaizing in Byzantium. Byzantinoslavica, 56, 2, 271–278.

Bibikov, M. V. (1980). Vizantijskaya ehtnonimiya: arhaizatsiya kak sistema [Byzantine Ethnonymy: Archaisation as a System]. In S. B. Bernstein, L. A. Gindin, E. S. Golubtsova, A. I. Melyukova, V. E. Orel (Eds.), Antichnaya balkanistika. Etnogenez narodov Balkan i Severnogo Prichernomor’ya [Antique Balkanism. The Ethnogenesis of People of the Balkans and the Northern Black Sea Region] (pp. 70–72). Moscow: Nauka. (In Russian)

Bibikov, M. V. (1984). Arhaizatsiya v vizantijskoj ehtnonimii [Archaisation in Byzantine Ethnonymy]. In L. A. Gindin (Ed.), Etnogenez narodov Balkan i Severnogo Prichernomor’ya [The Ethnogenesis of People of the Balkans and the Northern Black Sea Region] (pp. 30–36). Moscow: Nauka. (In Russian)

Bibikov, M. V. (1999). Vizantijskie istochniki po istorii drevnej Rusi i Kavkaza [Byzantine Sources on the History of Ancient Russia and the Caucasus]. St Petersburg: Aletheia. (In Russian)

Ditten, H. (1964). Βάρβαροι, Ἕλληνες und Ῥομαῖοι bei den letzten byzantinischen Geschichtsschreibern. In G. Ostrogorsky (Ed.), Actes du XII Congrès international d’Études Byzantines (Vol. 2, pp. 273–299). Beograd: Naučno delo. (In German)

Grousset, R. (1970). The Empire of the Steppes: A History of Central Asia (N. Walford, Trans.). New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press.

Hunger, H. (1969–1970). On the Imitation (ΜΙΜΗΣΙΣ) of Antiquity in Byzantine Literature. Dumbarton Oaks Papers, 23, 15–38.

Jenkins, J. H. (1963). The Hellenistic Origins of Byzantine Literature. Dumbarton Oaks Papers, 17, 37–52.

Kushch, T. V. (2006). Latinyane v vospriyatii latinofilov [Latins in the Perception of Latinophils]. Antichnaya drevnost’ i srednie veka, 37, 318–328. (In Russian)

Kushch, T. V. (2015). Turki pod stenami Konstantinopolya (1422): obraz vraga v vospriyatii zashchitnikov goroda [Turks under the Walls of Constantinople (1422): The Image of the Enemy in the Perception of the City’s Defenders]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 4 (145), 105–115. (In Russian)

Luttrell, A., & Zachariadu, E. A. (2008). Sources for Turkish History in the Hospitallers’ Rhodian Archive 1389–1422. Athens: Institute for Byzantine Research.

Magoulias, H. J. (1975). Decline and Fall of Byzantium to the Ottoman Turks by Doukas. An Annotated Translation of “Historia Turco-Byzantina”. Detroit: Wayne State University Press.

Moravcsik, G. (1983). Byzantinoturcica. Die Byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker (Vol. 2). Leiden: E.J. Brill. (In German)

Mullet, M. (2000). The ‘Other’ in Byzantium. In D. C. Smythe (Ed.), Strangers to Themselves: the Byzantine Outsider. Papers from the Thirty-second Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Sussex, Brighton, March 1998. Aldershot: Ashgate Variorum.

Shukurov, R. M. (2015). Nekotorye zamechaniya o vizantijskih modelyah “ehtnicheskoj” identifikatsii [Some Remarks on the Byzantine Models of “Ethnic” Identification]. In N. A. Khachaturyan (Ed.), Etnosy i “natsii” v Zapadnoj Evrope v Srednie veka i rannee Novoe vremya [Ethnoses and “Nations” in Western Europe in the Middle Ages and Early Modern Era] (pp. 49–62). St Petersburg: Aletheia. (In Russian)

Shukurov, R. M. (2017). Tyurki v vizantijskom mire (1204–1461) [The Turks in the Byzantine World (1204–1461)]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta. (In Russian)

Wright, C. (2014). The Gattilusio Lordships and the Aegean World 1355–1462. Leiden, Boston: Brill.

Zachariadu, E. (1994). The Oğuz Tribes: The Silence of Byzantine Sources. In R. Curiel, & R. Gyselen (Eds.), Itinéraires d’Orient: Hommages à Claude Cahen (pp. 285–289). Bures-sur-Yvette: Groupe pour l’Étude de la Civilisation du Moyen-Orient.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.2.027

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.