Дневниковая проза М. Цветаевой: авторская концепция и законы жанра

Egana Yashar kzy Dzhabbarova

Аннотация


В статье анализируются ключевые особенности прозы поэта в аспекте соотношения традиции жанра с авторско-индивидуальными чертами, свойственными дневникам Марины Цветаевой. Упомянуты ключевые литературоведческие и лингвистические труды, посвященные наследию поэта. Материал анализа ограничен дневниковой прозой Цветаевой, написанной преимущественно в период с 1917 по 1920 г., в Москве (к ней относятся следующие дневниковые записи: «О любви», «О Германии», «Чердачное», «Отрывки из книги “Земные приметы”», «О благодарности»). В статье определены классические традиционные черты, свойственные дневниковой прозе Цветаевой, к которым относятся: во-первых, датировка (указания на конкретные даты и числа); во-вторых, первичность субъективности автора, которая в свою очередь диктует выбор материала, в-третьих, цитирование чужой речи и воссоздание диалогов, наконец, фрагментарность повествования. Обнаруживаются и сугубо цветаевские черты дневниковой прозы, такие как: афористичность высказываний (тяготение к чересчур художественным формам выражения той или иной авторской идеи, свидетельствующее об имплицитном присутствии читателя), наличие графических элементов, в частности, линий, отделяющих одну мысль от другой, стремление к тематическому обозначению дневниковых записей (в частности, наличие заголовков), появление категории «сущностного» и, как следствие, соотношения «сущность» / «воплощение». В результате анализа становится очевидно, что дневниковая проза Марины Цветаевой в большинстве случаев имеет статус именно художественно законченного высказывания, что в целом несвойственно традиционному жанру дневника и делает возможным прижизненную публикацию ее дневниковых очерков. Автор сознательно создает текст, рассчитанный на широкое прочтение и публикацию.


Ключевые слова


Марина Цветаева; дневниковая проза; память жанра; имена собственные; местоимения; проза поэта; категория.

Полный текст:

PDF

Литература


Akhmadeeva, S. A. (2015). Osobennosti i principy organizacii dnevnikovyh tekstov Mariny Tsvetaevoj kak osnova ih stilisticheskogo analiza [Features and Principles of Organisation of Diary Texts by Marina Tsvetaeva as a Basis for their Stylistic Analysis]. Jazyk. Slovesnost’. Kul’tura, 4–5, 9–36. (In Russian)

Bogdanova, E. V. (2008). Iazykovye osobennosti zhanra dnevnika [The Language Features of the Genre of the Diary]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 1, 28–33. (In Russian)

Ivashenko, E. G., & Andreeva, E. I. (2011). Dnevnikovaya proza Mariny Tsvetaevoj [The Diary Prose of Marina Tsvetaeva]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 54, 151–154. (In Russian)

Kanishcheva, E. V. (2014). Pojetika prozy M. Tsvetaevoj [The Poetics of M. Tsvetaeva’s Prose]. Pushkin Readings, 19, 185–194. (In Russian)

Kudrova, I. V. (2002). Put’ Komet. Zhizn’ Mariny Tsvetaevoj [The Way of Comets. The Life of Marina Tsvetaeva]. Moscow: Vita Nova. (In Russian)

Leiderman, N. L. (2010). Teoriia zhanra [The Theory of Genre]. Yekaterinburg: Institut filologicheskikh issledovanii i obrazovatel’nykh strategii “Slovesnik”. (In Russian)

Letyagin, L. N. (2008). Lichnyj dnevnik: samosoznanie zhanra [Personal Diary: Self-awareness of the Genre]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo-universiteta im. A. I. Herzena, 56, 56–67. (In Russian)

Pigrov, K. S. (2011). Tvorchestvo i lichnyi dnevnik [Creativity and Personal Diary]. Voprosy filosofii, 2, 34–43. (In Russian)

Romashkina, M. V. (2014). Dnevnik: evolyuciya zhanra [Diary: The Evolution of the Genre]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 6. Retrieved from http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1544. (In Russian)

Sahakyants, A. A. (2002). Zhizn’ Tsvetaevoi. Bessmertnaia ptitsa-feniks [Tsvetaeva’s Life. The Immortal Phoenix Bird]. Moscow: Tsentrpoligraf. (In Russian)

Shevelenko, I. D. (2002). Literaturnyi put’ Tsvetaevoi: Ideologiia — poetika — identichnost’ avtora v kontekste epokhi [Tsvetaeva’s Literary Path: Ideology — Poetics — the Author’s Identity in the Context of the Epoch]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Simonova, T. G. (2002). Memuarnaya proza russkih pisatelej XX veka: poehtika i tipologiya zhanra [Memoir Prose of the Russian Writers of the 20th Century: The Poetics and Typology of the Genre]. Grodno: GrGU. (In Russian)

Zaliznyak, A. A. (2010). Dnevnik k opredeleniyu zhanra [Diary: On the Definition of the Genre]. Retrieved from http://magazines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2018.20.2.035

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru