Особенности композиции главного иконостаса церкви Иоанна Воина на Якиманке

Galina Aleksandrovna Maksimova

Аннотация


Статья посвящена истории трансформации композиции барочного иконостаса, созданного в начале XVIII в. мастерами-иконописцами круга Оружейной палаты Московского Кремля для церкви Трех Святителей, стоявшей у Красных ворот в Москве до 1928 г. По результатам научно-исследовательской работы и архивных поисков, на основании анализа и сопоставления документов и архивных фотографий, а также описей XVIII, XIX и XX вв. и других документов, сохранившихся в архиве церкви святого мученика Иоанна Воина, выявлены даты передачи главного иконостаса со всеми находившимися в нем иконами, некоторых других икон, книг и церковной утвари, принадлежавших приходской общине Трехсвятительского храма, в Музейный фонд, церкви Иоанна Воина на Якиманке, церкви Петра и Павла на Басманной улице, в музей XVIII в. и другие музеи Москвы и Московской области. Были уточнены даты создания иконостаса, отражены основные моменты изменения композиции главного храмового иконостаса, выявлены утраченные ярусы и выдвинуто предположение о том, какие именно иконы их составляли. Предпринята попытка определить авторство икон, составляющих ряды иконостаса и не имеющих авторской подписи. На основании архивных находок, проделанной научно-исследовательской работы, анализа текстов архивных документов и фотографий выполнена схема-реконструкция главного иконостаса церкви Трех Святителей, что стояла у Красных ворот, до его разборки и перевозки в храм Иоанна Воина на Якиманке. Прояснены авторский замысел и композиционное решение, а также определены хронологические рамки и высказано предположение о причинах, повлекших перемещения рядов и икон иконостаса и связанное с этим изменение размера иконостаса и его композиции.


Ключевые слова


барочный иконостас; иконописцы; Оружейная палата; перенос иконостаса; авторский замысел; изменение композиции иконостаса.

Полный текст:

PDF

Литература


Galashevich, A. A., Maksimova, G. A., & Polunina, K. S. (2011). Tserkov’ svyatogo Ioanna Voina, chto na Iakimanke v Moskve [The Church of St John the Warrior in Yakimanka Street in Moscow]. Moscow: Severnyj Palomnik. (In Russian)

Ilyenko, I. V. (1975). Avtograf Karpa Zolotareva v tserkvi Pokrova v Filiakh [Signature of Karp Zolotarev in the Church of the Intercession at Fili]. Restavratsiia i issledovanie pamiatnikov kul’tury [Restoration and Study of Cultural Monuments] (Iss. 1, pp. 69–74). Moscow: Strojizdat. (In Russian)

Klein, V. K. (1925). Inozemnye tkani, bytovavshie v Rossii do XVIII veka i ikh terminologiia [Foreign Textiles in Russia before the 18th Century and their Terminology]. Moscow: Izdanie Oruzhejnoj palaty. (In Russian)

Kochetkov, I. A. (Ed.). (2003). Slovar’ russkikh ikonopistsev XI–XVII vv. [Dictionary of Russian Icon Painters of the 11th–17th Centuries]. Moscow: Indrik. (In Russian)

Komashko, N. I., & Merzlyutina, N. A. (2003). Tserkov’ Pokrova v Filiakh [The Church of the Intercession at Fili]. Moscow: Severnyj Palomnik. (In Russian)

Levina, T. V. (2000). Evoliutsiia formy tsarskikh vrat i portalov v drevnerusskikh ikonostasakh [The Evolution of Forms of Holy Doors and Portals in Old Russian Iconostases]. In V. P. Vygolov, A. V. Korolyova, V. I. Pluzhnikov, & A. B. Sterligov (Eds.), Pamiatniki russkoi arkhitektury i monumental’nogo iskusstva XIII–XIX vv. [The Monuments of Russian Architecture and Monumental Art of the 13th–19th Centuries] (Iss. 6, pp. 96–112). Moscow: Nauka. (In Russian)

Nikolaev, K. A. (2003). Ikonostas tserkvi Petra i Pavla v Lefortove. K voprosu o vnutrennem ubranstve moskovskikh prikhodskikh khramov v nachale XVIII veka [The Iconostasis of the Church of SS Peter and Paul in Lefortovo. On the Question of the Interior of the Moscow Parish Churches in the Early 18th Century]. Khudozhestvennoe nasledie: khranenie, issledovanie, restavratsiia, 20 (50), 63–65. (In Russian)

Nikolaeva, M. V. (2008). Ikonostas Petrovskogo vremeni: “stoliarstvo i rez’ba”, zolochenie, ikonopisnye raboty. Moskva i Podmoskov’e: Podriadnye zapisi [The Iconostasis of the Petrine Time: “Carpentry and Carving”, Gilding, Icon Paintings. Moscow and Moscow Region: Contract Records]. Moscow: URSS. (In Russian)

Sakharova, O. M. (2010). Ikonostas Uspenskogo sobora Riazanskogo kreml’a [The Iconostasis of the Assumption Cathedral of the Ryazan Kremlin]. Moscow: Severnyj Palomnik. (In Russian)

Vishnevskaya, I. I. (2007). Dragotsennye tkani [Precious Textiles]. Sokrovishcha oruzheinoi palaty. Moscow: Hudozhnik i kniga. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2018.20.2.036

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru