ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья рассматривает творчество объединения «Figuration libre», ставшего знаковым явлением во французском искусстве 1980-х гг. Деятельность участников группы была воспринята как принципиальный разрыв с нонспектакулярной арт-практикой предыдущего поколения. В рефлексии куратора «Свободной фигуративности» Эрве Пердриоля, художника Бена Вотье, участвовавшего в продвижении молодых авторов, и критиков Сюзан Паже, Отто Хана, Катрин Страссер главной стратегией объединения стало установление новых отношений с повседневностью и пересмотр границ и территорий искусства. В творчестве художников «Figuration libre» заостряются тенденции возвращения декоративного, орнаментального начала; реконструкции живописного медиума, связанные с оживлением «спонтанности», обращением к низовому, маргинальному языку; восстановления автономной грамматики искусства. Участники объединения формируют специфическую лексику, близкую языку комиксов, граффити и массмедийной печатной продукции, воплощая характерные черты искусства постмодернизма, пытающегося преодолеть кризис репрезентации. Их образность адресуется к профанным формам культуры, китчевой травестии и игровому цитированию «высоких» источников, где инфантильная оптика преображает логику авангарда в занимательное развлечение. Эмоциональность и пластическое раскрепощение в духе «варварского» синкретизма противопоставляется интеллектуальной элитарности концептуалистских жестов. Подобные стратегии характеризуют международный феномен конца 1970-х — начала 1980-х гг. — искусство «новой волны», сближающее поиски немецкого неоэкспрессионизма, итальянского трансвангарда и художников Ист-Вилледж. Единство этих устремлений определило устроение экспозиции «5/5 Figuration Libre, France/USA», объединившей французских мастеров и их американских коллег, в частности, Кита Херинга, Жан-Мишель Баскиа, Кенни Шарфа. Однако уже во второй половине 1980-х гг. коллективная деятельность художников прекращается, завершая историю объединения и «новой волны» во Франции.
Bellet, H. (2012). Les embarrass de Paris. In F. Boisrond, Monographie (pp. 17–25). Arles: Actes Sud. (In French)
Perdriolle, H. (1984). Figuration Libre. Une initiation à la Culture Mass-Médias. Axe-Sud: Association Régionale pour la Promotion des Arts Plastiques & Fond Régional d’Art Contemporain de la Région Midi-Pyrénées. (In French)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru