Произведения шведских камнерезных мануфактур в музеях Санкт-Петербурга: проблемы атрибуции

Natalya Valeryevna Borovkova

Аннотация


Статья посвящена важному и актуальному вопросу изучения декоративно-­прикладного искусства XVIII–XX вв. — проблеме атрибуции камнерезных произведений. Многие годы практически все камнерезные изделия в собраниях российских музеев ассоциировались в первую очередь с работами русских камнерезов. В данном исследовании атрибутированы два изделия из собрания Горного музея, которые на протяжении многих лет относили к работам русских камнерезных фабрик и не рассматривали в качестве произведений западно­европейского искусства.

В ходе изучения произведений было проведено сопоставление каменного материала, который применяли для производства камнерезных изделий. В исследовании рассмотрены предметы из коллекций Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Павловск» и Горного музея Санкт-Петербургского горного университета, сведения о которых дополнены архивными документами отдела рукописей Государственного Эрмитажа и публикациями шведских исследователей о камне­резных мануфактурах Швеции.

Проведенное исследование позволило автору атрибутировать вазы-урны из порфирового риолита и чаши из офиокальцита из собрания Горного музея и отнести их к работам шведских камнерезных мануфактур XIX в. Таким образом, в научный оборот введено два памятника, выполненных шведскими камнерезами на Королевской порфировой мануфактуре Эльфдалена и на мраморной мануфактуре в Кольморден. В статье подробно рассказывается о развитии камнерезного производства на территории Шведского государства в XVIII — нач. XX в. В статье затрагиваются важные вопросы кросс-культурного обмена двух северных государств, расширяются границы культурного сотрудничества между странами, что позволило выявить в современных музейных коллекциях произведения камне­резных мануфактур, существовавших на территории Швеции, и расширить знания о западноевропейском промышленном камнерезном производстве.


Ключевые слова


камнерезное искусство; порфировая королевская Эльфдаленская мануфактура; мраморная мануфактура Кольморден; проблема атрибуции; кросс-культурные связи.

Полный текст:

Без имени

Литература


Bazhenova, O. K. (2013). “Pavlovsk”, gosudarstvennyj katalog kollekcij. T. 13: Izdeliya iz cvetnogo kamnya vtoroj poloviny XVIII — XX vekov v sobranii GMZ “Pavlovsk” [Pavlovsk State Catalogue Collection. Products Made of Colour Stone of the Second Half of the 18th — 20th Centuries]. St Petersburg: GMZ “Pavlovsk”. (In Russian)

Borovkova, N. V. (2017). Proizvedeniya kamnereznogo iskusstva v sobranii muzeev Leningrada iz Mramornogo i Anichkova dvortsov Sankt-Peterburga [Works of Stone-cutting Art in the Collection of Museums of Leningrad from the Marble and Anichkov Palaces of St Petersburg]. In R. R. Gafifullina (Ed.), Atribuciya, istoriya i sud’ba predmetov iz imperatorskih kollekcij: sbornik dokladov nauchnoj konferencii Kuchumovskie chteniya [Attribution, History and the Fate of Objects from the Imperial Collections: A Collection of Reports of the Scholarly Conference Kuchumovskie Readings] (pp. 37–48). St Petersburg: GMZ “Pavlovsk”. (In Russian)

Budrina, L. A. (2012). Ob”emnaya mozaika v kamnereznom iskusstve: evropejskaya tradiciya do i posle Faberzhe [Three-Dimensional Mosaic in Stone Sculpture: European Tradition before and after Fabergé]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 1 (99), 6–24. (In Russian)

Budrina, L. A. (2017). Atributsiya proizvedenij russkih kamnereznyh fabrik: predmet, eskiz i problema avtorstva v kontekste kross-kulturnogo obmena [The Attribution of Works of Russian Stone-cutting Factories: Objects, Design and Issue of Authorship in the Context of Cross-cultural Exchanges]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 19, 4 (169), 231–240. (In Russian)

Bulakh, A. G. (2015). “…Ot vazy granitnoj do dveri dvortsa…”. Elfdalenskaya porfirovaya manufaktura i ee vazy v Peterburge [“...From a Granite Vase to the Door of the Palace...”. Elfdalen Porphyry Manufactory and Its Vases in St Petersburg]. St Petersburg: St Petersburg University. (In Russian)

Bulakh, A. G., Lisovskaya, P. A., & Olhovaya, E. A. (2017). Vazy Elfdalenskoj porfirovoj manufaktury v ekspozicii Gosudarstvennogo Ermitazha [Vases of the Älvdalen Porphyry Manufactory in the Exposition of the State Hermitage]. In Yuvelirnoe iskusstvo i materialnaja kultura: sbornik statej [Jewellery and Material Culture: A Collection of Articles]. St Petersburg: Hermitage. (In Russian)

Koeppe, W., & Giusti, A. (2008). Art of the Royal Court. New York: The Metropolitan Museum of Art.

Lundqvist, T. (2009). Porfyr i Sverige — en geologisk översikt [Porphyry in Sweden]. Sverlges geologiska undersökning. (In Swedish)

Price, M. T. (2007). Decorative Stone. Thames & Hudson.

Rodionov, A. M. (2007). Kolyvan kamnereznaya [Kolyvan Stone-cutting] (4th ed.). Barnaul: Altai Publishing House. (In Russian)

Sandqvist, I.-B. (1972). Älvdalens porfyrverk : anläggningar och tillverkningsmetoder [Älvdalen Porphyry. Installations and Manufacturing Methods]. Stokholm: Stockholm University. (In Swedish)

Wikström, A., Pereira, L., Lundqvist, T., & Cooper, B. (2014). The Dala (Älvdalen) Porphyries from Sweden. In EGU General Assembly 2014, held 27 April — 2 May, 2014 in Vienna, Austria (pp. 79–84). Retrieved from http://52.172.159.94/index.php/epi/article/viewFile/71392/55732.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.4.069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.