Фарфоровые прототипы: проблема авторства моделей в уральском художественном литье из чугуна

Kseniya Aleksandrovna Gileva

Аннотация


Статья посвящена одной из самых актуальных проблем в исследовании художественного литья из чугуна. Ориентация управляющих и владельцев чугуно­литейного завода Каслей на покупательский вкус самых разных слоев населения, а также отношение к выпускаемым художественным изделиям как к рекламным, показывающим возможности и качество основного производства — военной и сельскохозяйственной продукции, — привели к тому, что наполнение ассортиментного ряда завода велось без определенного плана. Об этом говорит огромное стилистическое разнообразие моделей разного художественного и технического уровня. За редким исключением, в иллюстрированных альбомах и прейскурантах завода указывался автор произведения. Систематическое исследование авторства модельного ряда уральского художественного литья из чугуна было начато в 1980-е гг., но и сегодня в нем имеются значительные лакуны. В статье рассматриваются источники заимствования моделей для чугунных отливок в фарфоре. Относительно невысокая стоимость, тиражное производство ко второй половине XIX в. насытили европейский и русский рынок фарфора аллегорическими статуэтками и фигурками на бытовые темы. Эти произведения из частных коллекций членов правления Кыштымского горного округа становились моделями или прототипами для чугунных отливок Каслинского завода. Практика использования фарфоровых прототипов продолжилась и в советский период существования Каслинского завода. В это время не только использовали уже готовые модели, но и активно сотрудничали с художниками-фарфористами, такими как Е. А. Янсон-Манизер, О. П. Таежная-Чешуина, Л. П. Азарова и др.


Ключевые слова


уральское художественное литье из чугуна; каслинское литье; фарфор; проблемы атрибуции; В. Торокин.

Полный текст:

Без имени

Литература


Gubkin, O. P., & Shajdurova, G. P. (2000). Novye imena v kaslinskom hudozhestvennom litje [New Names in Kasli Art Casting]. In Kaslinskij chugunnyj paviljon [Kasli Cast Iron Pavilion] (pp. 59–97). Yekaterinburg: Ural University Press. (In Russian)

Gubkin, O. P., & Shajdurova, G. P. (2005). Hudozhestvennoe litje XIX–XX vv. v sobranii Ekate­rinburgskogo muzeya izobrazitel’nyh iskusstv: katalog [19th–20th Centuries Art Casting in the Collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts: Catalogue]. Yekaterinburg: Avtograf. (In Russian)

Khmel’nickaya, E. S. (2014). Zhizn’, posvyashchennaya farforu: A. K. Shpis [A Life Devoted to Porcelain: A. K. Spiess]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nyh problem, 1 (33), 3–9. Retrieved from http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/120145. (In Russian)

Nekrasova-Karataeva, O. L. (2010). Trekhsotletnyaya slava mejsenskogo farfora [The Three-Hundred-Year-Old Glory of Meissen Porcelain]. Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 4, 161–164. (In Russian)

Pavlovsky, B. V. (1957). Kasli. Sverdlovsk: Sverdlovskoe knizhnoe izdatel’stvo. (In Russian)

Peshkova, I. M. (1983). Iskusstvo kaslinskih masterov [The Art of Kasli Craftsmen] (Book 1). Chelyabinsk: Yuzhno-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2018.20.4.070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.