«Бодался теленок с дубом» А. Солженицына в контексте этических исканий советской интеллигенции 1960–1970-х гг.

Elena Gennadyevna Serebryakova

Аннотация


Автор статьи исследует трактовку вопросов этики представителями советской интеллигенции 1960–1970-х гг. В качестве примера взята книга А. Солженицына «Бодался теленок с дубом».

Автор заявляет, что советские ученые в 1960-е гг. акцентировали общечеловеческий характер морали, осмысляли проблему соотношения универсальных и классовых ценностей в социальной практике. Этические концепции носили предписывающий характер, им был свойственен нравственный ригоризм. Нравственный ригоризм был также свойством сознания творческой интеллигенции, которая традиционно осмысливала себя и общественные процессы в этических категориях. Интеллигенция была убеждена в просветительской миссии сообщества, и это накладывало определенные моральные обязательства. Интеллигент должен демонстрировать обществу поведенческий образец, служить высоким идеалам.

Поведение Солженицына оценивалось нонконформистами как образцовое. Он декларировал ориентацию на общечеловеческие ценности, провозглашал главными этическими критериями правду, совесть и ответственность писателя перед народом.

Анализ книги «Бодался теленок с дубом» показывает, что этика была для Солженицына инструментальной ценностью в идеологической борьбе с государством. Рассказывая о взаимоотношениях с Твардовским и редакцией журнала «Новый мир», писатель отступил от правды ради идеологии. Он стремился доказать, что сотрудничество с государством разрушает личность. Это произошло с Твардовским, вступившим в компромисс со своей совестью. Честный человек должен бороться с государством.

Автор стоит на позиции нравственного ригоризма, провозглашает оппозиционное поведение как единственно ценное с нравственной точки зрения. Такая позиция была типична для советских диссидентов 1960–1970-х гг.


Ключевые слова


Солженицын; Твардовский; либеральная советская интеллигенция; диссиденты; этические концепции 1960–1970-х гг.

Полный текст:

PDF

Литература


Arkhangelsky, L. (1969). Lektsii po marksistsko-leninskoy etike [Lectures on Marxist-Leninist Ethics] (Pt. 1: Metodologicheskiye problemy [Methodological Issues]). Sverdlovsk: Ural University Press. (In Russian)

Bendtseladze, G. (1967). Aktual’nyye problemy marksistskoi etiki: sbornik statei [Relevant Issues of Marxist Ethics. A Collection of Articles]. Tbilisi: Tbilisi University Press. (In Russian)

Berbeshkina, Z. (1974). Problema spravedlivosti v marksistsko-leninskoi etike: uchebnoye posobiye [The Problem of Justice in Marxist-Leninist Ethics: A Textbook]. Moscow: High School. (In Russian)

Guseinov, A. (1992). Etika i pluralism [Ethics and Pluralism]. In A. A. Guseinov (Ed.), Eticheskaia mysl’: Nauchno-publitsisticheskie chtenia. 1991 [Ethical Thought: Scholarly Journalistic Readings. 1991] Moscow: Respublica. (In Russian)

Milner-Irinin, Yа. (1999). Etika, ili Printsipy istinnoy chelovechnosti [Ethics, or the Principles of True Humanity]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Shishkin, A. (1959). Iz istorii eticheskikh ucheniy [From the History of Ethical Teachings]. Moscow: Gospolitizdat. (In Russian)

Schrader, Ju. (2010). Zagadochnaia pritiagatelnost’ filosofii (sub’ektivnye zametki) [The Mysterious Appeal of Philosophy (Subjective Notes)]. In V. A. Lektorsky (Ed.), Kak eto bylo: vospominaniia i razmyshleniia [How It Happened: Memoirs and Thoughts]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian)

Volchenko, L. (1978). Marksistsko-leninskaya etika: kurs lektsij [Marxist-Leninist Ethics: A Course of Lectures] (Pt. 3: Sistema obshchikh kategoriy etiki [The System of General Categories of Ethics]). Moscow: MSU Publishing House. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.001

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru