К вопросу о драматургической технике А. И. Солженицына в пьесе «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»)

Larisa Aleksandrovna Nazarova

Аннотация


Данная статья содержит анализ пьесы А. И. Солженицына «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). Главный акцент сделан на драматургической технике автора, а также на специфике его драматургического мышления.

Общеизвестно, что сам писатель придавал своим пьесам вторичный статус по сравнению с прозой. Большинство исследователей его творчества полагает, что драматические опыты Солженицына интересны только как проблемно-тематическая пропедевтика его поздних эпических творений (прежде всего романа «В круге первом») и что их художественная ценность относительно невелика. Однако появляющиеся в последние время статьи зачастую опровергают это мнение.

Конкретный анализ вынесенной в заглавие пьесы позволяет увидеть как достоинства, так и недостатки драматургии Солженицына. К числу первых отнесем широкий проблемно-тематический диапазон «Свечи», поднимающей комплекс приоритетных для творчества писателя духовно-нравственных вопросов, таких как определение человеком системы ценностей и неизбежность расплаты за свой выбор, ответственность ученого за будущее человечества, благотворность одиночества и/или жизни ради другого. Ведущими маркерами в решении этих проблем являются концепты страдания, совести и вины. Подчеркиваются и такие удачные с точки зрения техники драмы находки писателя, как музыкальная составляющая композиции пьесы, включение антиутопической проблематики в структуру драматического текста, сложная система взаимодействующих символических рядов внутри произведения, и др.

В качестве «слабых мест» «Света, который в тебе» в работе отмечается жанровая неопределенность произведения, перегруженность побочными сюжетными линиями, несоответствие пафоса ситуации произносимым репликам, что во многом, по мнению автора статьи, является следствием особенностей самого художественного мышления автора «В круге первом» и «Ракового корпуса», его установки на дидактизм и эпическую всеохватность изображаемого.


Ключевые слова


драматургия Солженицына; пьеса «Свеча на ветру»; Алекс Кориэл; антиутопия в драме; поликонфликтность в драме; драматургическая техника пьесы.

Полный текст:

PDF

Литература


Garkavenko, O. V. (2004). “Svecha na vetru” A. I. Solzhenitsyna: strukturoobrazuyushchie antitezy v pjese [Candle in the Wind by A. I. Solzhenitsyn: Structure-forming Antitheses in the Play]. In A. Vanyukov (Ed.), A. I. Solzhenitsyn i russkaia kul’tura: nauchnye doklady [A. I. Solzhenitsyn and Russian Culture] (pp. 208–217). Saratov: Saratov University Press. (In Russian)

Klimushina, Yu. A. (2013). “Vektor chelovecheskoi sud’by” (izuchenie duhovno-nravstvennyh aspektov zhizni i tvorchestva A. I. Solzhenitsyna v shkole) [“The Vector of Human Destiny...” (The Study of the Spiritual and Moral Aspects of the Life and Work of A. I. Solzhenitsyn at School)]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina, 3 (40), 17–22. (In Russian)

Lyubimov, B. (1989). A. I. Solzhenitsyn-dramaturg [A. I. Solzhenitsyn as Playwright]. Teatral’naya zhizn’, 14, 11–14. (In Russian)

Merkulova, M. G., & Pavlova, T. A. (2018). Avtobiografizm pjesy A. I. Solzhenitsyna “Svet, kotoryi v tebe” (“Svecha na vetru”) [The Autobiographic Character of A. I. Solzhenitsyn’s Play The Light that Is in You (Candle in the Wind)]. In M. D. Amirkhanyan (Ed.), A. I. Solzhenitsyn: Russkaya i natsional’naya literatury: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, 3–5 oktyabrya 2018 g. [A. I. Solzhenitsyn. Russian and National Literatures: Proceedings of the International Scholarly Conf., 3–5 October 2018] (pp. 373–378). Yerevan: Lusabac. (In Russian)

Motorin, S. N. (2013). Lagernyi byt i bytie v pjese A. I. Solzhenitsyna “Respublika truda” [Prison Everyday Life and Prison Existence in A. I. Solzhenitsyn’s Play The Republic of Labour]. Vestnik Rya­zanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina, 3 (40), 119–129. (In Russian)

Muromsky, V. P. (2006). O dramaturgii A. I. Solzhenitsyna [About A. I. Solzhenitsyn’s Playwriting]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, 5, 46–51. (In Russian)

Nivat, G. (1992). Solzhenitsyn. Moscow: Hudozhestvennaya literatura. (In Russian)

Palamarchuk, P. (1991). Aleksandr Solzhenitsyn: putevoditel’ [Aleksandr Solzhenitsyn: Travel Guide]. Moscow: Stolitsa.

Reshetovskaya, N. A. (1990). Aleksandr Solzhenitsyn i chitaiushchaia Rossiia [Aleksandr Solzheni­tsyn and Reading Russia]. Moscow: Sovetskaia Rossiia.

Saraskina, L. (2012). Teatr Aleksandra Solzhenitsyna [The Theatre of Aleksandr Solzhenitsyn]. In A. S. Vartanov, Rakursy [Angles] (Iss. 9, pp. 5–22). Moscow: GII. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

© 2019 Уральский федеральный университет