Форма повествования в цикле А. И. Солженицына «Крохотки» как авторский способ оценки «советскости»

Vladislav Igorevich Bortnikov

Аннотация


В статье на материале первого (раннего, 1958–1960) цикла А. И. Солженицына «Крохотки» осуществлена попытка проследить авторское отношение к советской действительности, в которой «Крохотки» и были созданы. Специфика исследуемых текстов состоит в том, что Солженицын — «человек советский», «продукт» cоветской эпохи — демонстрирует критическое отношение к homo soveticus. Этот парадокс осознает и сам автор, то причисляющий себя к коллективному мы, от лица которого ведет повествование, то, наоборот, позиционирующий себя как я — субъект, смотрящий на советскую действительность извне. Соответственно, в зависимости от ситуации в «Крохотках» варьируются и формы повествования. В каждом случае доминирующую форму повествования представляется возможным определить по субъектным тематическим цепочкам, которые в «Крохотках» представлены в основном местоименными и нулевыми номинациями. Как показал частотный анализ, зависимость числа номинаций от объема текста отсутствует: тематические цепочки проявляются в тексте в том количестве номинаций, которое необходимо автору для выражения себя на фоне или в составе изображаемого. Именно на основе номинаций-субститутов (местоимений) выявлено преобладание мы-формы в цикле, что неизбежно объясняется включением повествователя себя в число homo soveticus. Показано, что форма я-повествования часто оказывается связана с природным окружением, с тем вековым, тысячелетним, вечным, что пыталась сломать «советскость». Безусловно критическое отношение автора к этим попыткам прослежено отдельно в каждой «Крохотке» через посредство событийных знаков, знаков-ритуалов и вещных знаков.


Ключевые слова


«Крохотки»; советское; Солженицын; тематическая цепочка; формы повествования; homo soveticus.

Полный текст:

Без имени

Литература


Atarova, K. N., & Lesskis, G. A. (1976). Semantika i struktura povestvovaniia ot pervogo litsa v khudozhestvennoi proze [Semantics and Structure of the First-person Narration in Fiction Prose]. Izvestiia AN SSSR. Seriia literatury i iazyka, 35, 4, 345–347. (In Russian)

Atarova, K. N., & Lesskis, G. A. (1980). Semantika i struktura povestvovaniya ot tret’ego litsa v khudozhestvennoi proze [Semantics and Structure of the Third-person Narration in Fiction Prose]. Izvestiia AN SSSR. Seriia literatury i iazyka, 39, 1, 33–46. (In Russian)

Bortnikov, V. I. (2013). Tekstovye kategorii kak osnovanie sravneniia variantov khudozhestvennogo teksta [Text Categories as a Basis for Comparison of Variants of the Belles-lettres Text]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, 2 (22), 75–85. (In Russian)

Bortnikov, V. I., Bortnikova, A. V., & Alekseevskaya, A. I. (2017). O ritmakh revoliutsii v tekste homo soveticus: osmyslenie oktyabr’skogo perevorota v bloge B. Akunina “Lyubov’ k istorii” (stat’ya pervaya) [On the Rhythms of Revolution in the Text of Homo Soveticus: Understanding October Revolution in B. Akunin’s Blog Love for History (Article 1)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia Istoriia i filologiia, 27, 5, 683–692. (In Russian)

Bortnikova, A. V. (2016). Zhanry maloi prozy D. N. Mamina-Sibiryaka 1880-kh gg.: poetika povestvovaniya [Genres of D. N. Mamin-Sibiryak’s 1880s Flash Fiction: Poetics of Narration] (doctoral dissertation). Yekaterinburg: Ural Federal University. (In Russian)

Gak, V. G. (1974). O semanticheskoi organizatsii teksta [On the Semantic Organisation of Text]. In Lingvistika teksta [Text Linguistics] (Pt. 1, pp. 61–66). Moscow: [s. l.]. (In Russian)

Gehtlar, S. Ya., & Pugachova, O. V. (2012). Arkhitektonika teksta kak pokazatel’ zhanrovoi prinadlezhnosti (na primere “Krokhotok” A. I. Solzhenitsyna) [Text Architectonics as a Genre Indicator (on the example of Krokhotki by A. I. Solzhenitsyn)]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2-1, 255–258. (In Russian)

Itskovich, T. V. (2013). Kategoriia temy v tekste zhitiia [The Category of Theme in a Hagiographic Text]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Iazykoznanie, 2, 52–59. (In Russian)

Ivanova, Yu. V. (2010). Chitaem “Krokhotki” A. I. Solzhenitsyna i “Krupinki” V. N. Krupina. K voprosu o formirovanii literaturnykh sposobnostei starskheklassnikov [Reading Krokhotki by A. I. Solzhenitsyn and Krupinki by V. N. Krupin. To the Question of Forming Literary Abilities of Senior Pupils]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 4, 109–118. (In Russian)

Kovaleva, M. A. (2014). Interv’yu s N. A. Struve. K 50-letiyu pervoi publikatsii “Krokhotok” A. I. Solzhenitsyna (Parizh, 12 noyabrya 2013 goda) [An Interview with N. A. Struve. For the 50th Anniversary of the First Publication of Miniatures by A. I. Solzhenitsyn (Paris, 12 November 2013)]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Filologiia. Zhurnalistika, 14, 2, 106–109. (In Russian)

Krasovskaya, S. I. (2008). Diskurs i zhanr “Krokhotok” A. I. Solzhenitsyna [The Discourse and Genre of Miniatures by A. I. Solzhenitsyn]. In A. V. Urmanov (Ed.), Proza A. Solzhenitsyna 1990-kh godov: khudozhestvennyi mir, poetika, kul’turnyi kontekst [A. Solzhenitsyn’s 1990s Prose: Fiction World, Poetics, Cultural Context] (pp. 12–24). Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University. (In Russian)

Makarova, O. S. (2011). Strukturno-smyslovoe edinstvo miniatyur tsikla “Krokhotki” A. I. Solzhenitsyna [Structure and Meaning Unity of Solzhenitsyn’s Prose Miniatures Krokhotki]. Mir russkogo slova, 4, 57–61. (In Russian)

Matveeva, T. V. (2014). Tekstovaya kategoriya [Text Category]. In A. P. Skovorodnikov (Ed.), Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetentsii) [Effective Speech Communication (Basic Competences)] (pp. 669–671). Krasnoyarsk: Siberian Federal University. (In Russian)

Mikhailova, O. A. (2009). Stil’ epokhi v romane A. Kabakova “Vse popravimo” [The Style of the Epoch in the Novel Everything is Reparable by A. Kabakov]. In L. P. Bykov, & V. A. Gudov (Eds.), Litso i stil’ [Face and Style] (pp. 269–276). Yekaterinburg: Ural University Press. (In Russian)

Nivat, G. (1992). Solzhenitsyn. Moscow: Hudozhestvennaya literatura. (In Russian)

Ostrovsky, A. (2004). Solzhenitsyn. Proshchanie s mifom [Solzhenitsyn. A Farewell to the Myth]. Moscow: Yauza; Presskom. (In Russian)

Perovskaya, T. I., Zakharova, M. A., & Bykovets, D. V. (2018). Leksicheskie i semanticheskie okkazionalizmy v liricheskikh miniatyurakh Aleksandra Solzhenitsyna [Lexical and Semantic Occasionalisms in the Lyrical Miniatures of Aleksandr Solzhenitsyn]. In M. A. Vasinovich (Ed.), Kul’turologiya, filologiya, iskusstvovedenie: aktual’nye problemy sovremennoi nauki (pp. 61–66). Novosibirsk: Sibirskaya akademicheskaya kniga. (In Russian)

Petrukhina, E. V. (2017). Temporalnye modeli rasshireniia nastoiashchego v grammaticheskoi sisteme i khudozhestvennom tekste (na materiale “Krokhotok” A. I. Solzhenitsyna) [Temporal Models of Expansion of the Present Tense in the Grammatical System and Literary Text (with Reference to Krokhotki by A. I. Solzhenitsyn)]. Izvestiia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 19, 4, 176–193. http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.4.072 (In Russian)

Schneerson, M. (1984). Alexander Solzhenitsyn. Frankfurt-am-Mein: Posev. (In Russian)

Sokolova, R. A. (2013). Prostranstvo v “krokhotke” A. I. Solzhenitsyna “Na rodine Esenina” [Space in A. Solzhenitsyn’s Miniature In Yesenin’s Native Land]. Sovremennoe eseninovedenie, 25, 79–80. (In Russian)

Urmanov, A. V. (2011). Material’noe i ideal’noe v rannikh “Krokhotkakh” [The Material and the Ideal in the First Miniatures]. In A. V. Urmanov, M. A. Nicolson, & N. M. Shchedrina (Eds.), Malye zhanrovye formy v tvorchestve A. Solzhenitsyna. Hudozhestvennyi mir. Poetika. Kul’turnyi kontekst (pp. 41–61). Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University. (In Russian)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.006

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.