Насколько «формальны» преобразования формы в современной русской поэзии

Natalya Aleksandrovna Fateeva

Аннотация


В статье анализируется современное состояние русской поэзии. Автор приходит к выводу, что современная поэзия нацелена на эксперимент, прежде всего с формой текста, при этом сдвиги оказываются не только формальными, но и создают семантическое приращение. Констатируется, что эксперименты в поэзии связаны с приверженностью поэтов к метаязыковой рефлексии, которая заставляет их искать средства формальной экспрессивности на разных уровнях языка либо играть на взаимодействии уровней. К поискам в области формы предрасполагает и сама стиховая организация, подразумевающая вертикальный контекст, звуковую организацию, структурный параллелизм. Утверждается, что в современной поэзии тропы как семантические преобразования перестают играть первостепенную роль, и на их место приходят своеобразные «формотропы», в которых транспозиция формы и смысловой перенос порождают единый трансформирующий поэтический «сдвиг». Такая транспозиция формы может реализоваться как на уровне непосредственной записи текста или метаграфемики (графодериваты, особое расположение текста на странице, распределение пробелов, внутрисловные и межсловные знаки препинания, внутреннее членение слова), так и на уровне порождения словоформ, неологических по своему способу образования и семантической функции в тексте. В одном и том же тексте возможно присутствие и тех и других преобразований формы, тянущих за собой и семантические преобразования. При этом существуют поэтические тексты, в которых образность создается при помощи традиционных тропов, прежде всего компаративных (метафоры и сравнения). Во всех случаях можно констатировать, что теснота связи между словами внутри стиховых рядов каждый раз задается самим автором, и нет раз и навсегда заданных параметров ни семантической, ни синтаксической «тесноты стихового ряда».


Ключевые слова


современная русская поэзия; динамизация формы; формотропы; семантические преобразования; неологизмы; беспунктуационные тексты.

Полный текст:

PDF

Литература


Fateeva, N. A. (2006). Otkrytaja struktura. O pojeticheskom jazyke i tekste rubezha XX–XXI vekov [Open Structure. On the Poetic Language and Text of the Turn of the 21st Century]. Moscow: Vest-Konsalting. (In Russian)

Nikolina, N. A. (2009). Aktivnye processy v jazyke sovremennoj hudozhestvennoj literatury [Active Processes in the Language of Modern Literature]. Moscow: Gnozis. (In Russian)

Sidorova, M. Ju., & Lipgardt, A. A. (2018). Grammatika sovremennoj russkoj pojezii: linearizacija i sintaksicheskie tehniki [Grammar of Modern Russian Poetry: Linearisation and Syntactic Techniques]. Mir russkogo slova, 3, 52–71. (In Russian)

Zubova, L. V. (2000). Sovremennaja russkaja pojezija v kontekste istorii jazyka [Modern Russian Poetry in the Context of the History of the Language]. Moscow: NLO. (In Russian)

Zubova, L. V. (2006). Pojetika poluslova v sovremennoj pojezii [Poetics of the Half-word in Modern Poetry]. In N. A. Fateeva (Ed.), Hudozhestvennyj tekst kak dinamicheskaja sistema. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii, posvjashhennoj 80-letiju V. P. Grigor’eva, 19–22 maia 2005 g. [Literary Text as a Dynamic System. Proceedings of the International Conference Dedicated to the 80th Anniversary of V. P. Grigoriev, 19–22 May 2005] (pp. 456–472). Moscow: Azbukovnik; IRJa RAN.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.009

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru