Японская экспортная ширма: о прозрачности культурных границ во второй половине XIX — начале XX в.

Sergey Yevgenyevich Vinokurov

Аннотация


История художественных взаимоотношений Востока и Запада в отечественном искусствознании зачастую рассматривается в формате двух векторов: или «Восток — Запад», или «Запад — Восток», устанавливая тем самым некую границу между двумя художественными и, более широко, культурными парадигмами. Эта граница не только в некоторой степени ограничивает восприятие самой специфики подобных взаимодействий, обозначая лишь формат заимствований, но и сужает возможности понимания взаимного влияния культурных и художественных традиций, имеющих принципиально важное значение для искусства XIX в. Так, изучение отдельных произведений искусства, рассмотрение контекста их создания, истории дальнейшего бытования и т. д. позволяют раскрыть более сложный характер отношений художественных традиций Востока и Запада, разительно отличающийся от ситуации XVIII в. с его чрезмерной театрализацией и попыткой передать экзотичный характер через не менее экзотичные формы, колорит и сюжеты. В настоящей публикации рассматривается произведение японского декоративно-прикладного искусства одного из важнейших этапов истории страны Восходящего Солнца — эпохи Мэйдзи (1868–1912), поступившее в 2017 г. в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Изучение этого произведения, необходимое для атрибуции, обусловило обращение к технологическим и стилистическим особенностям, а также потребовало обозначить возможный провенанс. Проведенное исследование дало возможность на конкретном примере рассмотреть специфику отношений европейской и дальневосточной традиций во второй половине XIX — начале XX в., основанную на перекрестном интересе, художественном обмене и опосредованном взаимном влиянии на возникновение новых идей и формирование направлений в искусстве.


Ключевые слова


ширма; стиль Сибаяма; эпоха Мэйдзи; Екатеринбургский музей изобразительных искусств; коллекция К. К. Басевич; кросс-культурные связи; Европа; Восток.

Полный текст:

PDF

Литература


Auer, H., & Lü̈tzow, C. von (1875). Kunst und Kunstgewerbe auf der Wiener Weltausstellung. Leipzig: Verlag von E. A. Seemann. (In Deutsch)

Jahn, G. (2004). Meiji Ceramics: The Art of Japanese Export Porcelain and Satsuma Ware, 1868–1912. Stuttgart: Arnoldsche.

Mel’nikov, V. L. (2014). Sem’ia Rerikhov i Iaponiia: otkrytost’ kul’turnogo poliloga [The Roerich Family and Japan: The Openness of Cultural Polylogue]. In A. A. Bondarenko, & V. L. Mel’nikov (Eds.), Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia “Rerikhovskoe nasledie”. T. XIII: Istoriia izucheniia Azii. Novye otkrytiia. Ot Serebrianogo veka russkoi kul’tury k sovremennosti [International Scholarly Practical Conference “Roerich Heritage”. Vol. 13: History of the Study of Asia. New Discoveries. From the Silver Age of Russian Culture to the Present] (pp. 185–243). St Petersburg: Izdanie SPbGBUK “Muzei-institut sem’i Rerikhov”. (In Russian)

Nikolaeva, N. S. (1996). Iaponiia — Evropa. Dialog v iskusstve. Seredina XVI — nachalo XX veka [Japan — Europe. Dialogue in Art. Mid-16th — Early 20th Centuries]. Moscow: Izobraz. iskusstvo. (In Russian)

Nikolaeva, N. S. (2003). Shirma — veshch’ i kartina [The Screen as an Object and a Picture]. In N. G. Anarina, & E. M. Dyakonova (Comp.), Veshch’ v iaponskoi kul’ture [Things in Japanese Culture] (pp. 169–184). Moscow: Vostochnaia literatura. (In Russian)

Pronina, M. G. (2015). Polovtsovy kak sozdateli vostochnoi kollektsii muzeia TsUTR barona A. L. Shtiglitsa [The Polovtsov Family as Founders of Eastern Art Collection in the Museum of Baron Stieglitz’ School of Technical Drawing]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 17, 2 (139), 36–43. (In Russian)

Reports by the Juries on the Subjects in the Thirty Classes into Which the Exhibition Was Divided: Exhibition of the Works of Industry of All Nations, 1851. (1852). London: Spicer Brothers.

Savelyeva, A. V., & Men’shikova, M. L. (2016). Sovershenstvo v detaliakh. Iskusstvo Iaponii epokhi Meidzi (1868–1912): chastnaia kollektsia: katalog vystavki [Perfection in Details. The Japanese Art of the Meiji Period (1868–1912): Private Collection: Catalogue of the Exhibition] (Vols. 1–4). (Vol. 1: Laki [Lacquers]). St Petersburg: Chistyi list. (In Russian)

The Official Descriptive and Illustrated Catalogue of the Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations. (1851). London: Spicer Brothers.

Vinokurov, S. Ye. (2017). Na poroge novogo stilia. Istochniki dal’nevostochnykh reministsentsii v rabotakh rossiiskikh kamnerezov 1880–1900-kh gg. [On the Threshold of a New Style. Sources of Far Eastern Reminiscences in the Works of Russian Stone-cutters of 1880–1900]. In I. K. Bott (Ed.), Modern v Rossii. Nakanune peremen. Materialy XXIII Tsarskosel’skoi nauchnoi konferentsii [Modern in Russia. On the Eve of Change. Materials of 23 Tsarskoye Selo Scholarly Conference] (pp. 105–113). St Petersburg: Serebryanyi vek. (In Russian)

Vinokurov, S. Ye., & Budrina, L. A. (2017). Vsemirnye vystavki vtoroi poloviny XIX veka kak odin iz istochnikov kitaiskikh reministsentsii v otechestvennom kamnereznom iskusstve [World Exhibitions of the Second Half of the 19th Century as One of the Sources of Chinese Reminiscences in Russian Stone-cutting Art]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 19, 1 (160), 62–74. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.005 (In Russian)

Yudkevich, Т. А., & Tayurova, Z. Yu. (Comp.). (2018). Vladelitsa Krasnogo konia. Dar Kazimiry Basevich muzeiam Rossii. Ekaterinburgskii muzei izobrazitel’nykh iskusstv, 10 avgusta — 30 sentiabria 2018. Izdanie k vystavke [The Owner of the Red Horse. Kazimira Basewicz’s Donations to Russian Museums. Yekaterinburg Museum of Fine Arts, 10 August — 30 September, 2018. Edition for the Exhibition]. Yekaterinburg: EMII. (In Russian)

Zavyalova, A. E. (2014). Mir iskusstva. Iaponizm [The World of Art. Japonism]. Mosсow: BuksMArt. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru