Японское влияние на изготовление и роспись ширм Новой Испании XVІІ в.

Anna Valentinovna Guseva

Аннотация


Абсорбция и интерпретация японских образов и техник в западноевропейском искусстве, в науке, как правило, связывается с таким культурным явлением, как японизм второй половины XІX — начала XX в. Однако, примерно за триста лет до Реставрации Мэйдзи 1868 г. в Японии, успешное развитие морских путей, связавших азиатские страны с Европой через порты в Новом Свете, обеспечило пусть и не такой мощный, как в XІX в., но ощутимый приток японских вещей в испанские колонии, о чем свидетельствуют музейные собрания Нового и Старого Света. Из этого ряда предметов особенно выделяются живописные ширмы (исп. biombo), которые, как свидетельствуют исторические источники, пользовались высоким спросом у жителей Мехико уже с начала XVІІ в.

В качестве гипотезы в статье выдвинуто предположение о том, что пример глубокого взаимодействия различных визуальных культур, какой дает нам феномен японизма, обусловленный активным взаимодействием культур в конце XІX в. и глобализацией ХХ в., имеет и более ранние примеры проявления. Анализ исторического и художественного контекста показывает, что вполне правомерно говорить не только о знакомстве художников и публики Новой Америки XVІІ в. с произведениями японского искусства, но и о явлении, аналогичном феномену японизма рубежа XІX–XX вв., т. е. абсорбции принципов и приемов японского искусства мастерами испанских колоний в XVІІ в. и о его влиянии на формирование своеобразия локального художественного языка.


Ключевые слова


японское искусство; Мехико; Новая Испания; японизм; ширма; бьомбо; бёбу.

Полный текст:

Без имени

Литература


Baena Zapatero, A. (2010). Chinese and Japanese Influence on Colonial Mexican Furniture: The Archinado Folding Screens. Bulletin of Portuguese-Japanese Studies, 20, 95–123.

Baena Zapatero, A. (2014a). El comercio de biombos en el Pacífico (1582–1785) [The Screen Trade in the Pacific]. In M. Ramírez, M. Isabel, S. Cuerva, & M. Ángel (Eds.), Espacios de tránsito. Procesos culturales entre el Atlántico y el Pacífico [Spaces in Transition. Cultural Processes between the Atlantic and the Pacific] (pp. 155–170). Granada: Editorial Universitaria. (In Spanish)

Baena Zapatero, A. (2014b). La ruta portuguesa de los biombos (s. XVI–XVIII) [The Portuguese Route of the Screens (16th–18th Century)]. Portuguese Studies Review, 22(2), 61–100. (In Spanish)

Buckland, R. (2004). Golden Fantasies: Japanese Screens from New York Collections. New York: Asia Society.

Castelló, T. Y., & Martínez del Río de Redo, M. (1970). Biombos mexicanos [Mexican Screens]. Mexico: National institute of Anthropology and History. (In Spanish)

Castillo, Fl., & Gabino, J. (2012). El japonés que conquistó Guadalajara: La historia de Juan de Páez en la Guadalajara del siglo XVII. Relaciones [The Japanese that Conquered Guadalajara: The History of Juan de Páez in the Guadalajara of the 17th Century]. Relations. Studies of History and Society, 33(131), 323–328. Retrieved from http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0185-39292012000300009&lng=es&tlng=es. (In Spanish)

Donahue-Wallace, K. (2008). Diálogos Series: Art and Architecture of Vice-regal Latin America, 1521–1821. Albuquerque, US: University of New Mexico Press.

Ette, O. (2016). Magic Screens. Biombos, Namban Art, the Art of Globalization and Education between China, Japan, India, Spanish America and Europe in the 17th and 18th Centuries. European Review, 24(2), 285–296.

Figueira, F. et al. (2011). A Sino Japanese-Portuguese Byoubu: Its Conservation and Contextualization. Proceedings of the 16th International Congress of ICOM-CC. Retrieved from http://www.patrimoniocultural.gov.pt/static/data/conservacao_e_restauro_ljf/publicacoes2/2011_a_sino_japanese_portuguese_byobu.pdf.

Gonoi, T. (2003). Hasekura Tsunenaga. Tokyo: Yoshikawa Kobunkan. (In Japanese)

Haring, C. H. (1947). The Spanish Empire in America. New York, NY: Oxford University Press.

Hayashilla, E. (2003). Los japoneses que se quedaron en México en el siglo XVII. Acerca de un samurai en Guadalajara [The Japanese who Remained in Mexico in the 17th Century. About a Samurai in Guadalajara]. México y la cuenca del Pacífico 6, 18, 10–17. (In Spanish)

Hough, W. (1900). Oriental Influences in Mexico. American Anthropologist, 2(1), 66–74.

León-Portilla, M. (1981). La embajada de los japoneses en México, 1614. El testimonio en náhuatl del cronista Chimalpahin [The Embassy of the Japanese in Mexico, 1614. The Testimony in Náhuatl of the Chronicler Chimalpahin]. Studies of Asia and Africa, XVI, 215–241. (In Spanish)

Nikolayeva, N. S. (1996). Yaponiya — Yevropa. Dialog v iskusstve. Seredina XVI — nachalo XX veka [Japan — Europe. Dialogies in Art. The Middle of the 16 — Early 20th Century]. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo. (In Russian)

Ocaña Ruiz, S. I. (2008). Marcos enconchados: autonomía y apropiación de formas japonesas en la pintura novohispana [Frames Enconchados: Autonomy and Appropriation of Japanese Forms in the Painting of New Spain]. Annals of the institute of esthetic investigations, 92, 107–153. (In Spanish)

Ocaña Ruiz, S. I. (2017). Enconchados: Japanese Appropriations, Ornamentation and Light Symbolism in New Spain. Caiana. Revista de Historia del Arte y Cultura Visual del Centro Argentino de Investigadores de Arte (CAIA), No 10 | 1er. Semester, 1–17. Retrieved from http://caiana.caia.org.ar/template/caiana.php?pa g=articles/article_2.php&obj=259&vol=10.

Roberts, E. A. (2014). A Comprehensive Etymological Dictionary of the Spanish Language with Families of Words Based on Indo-European Roots. Bloomington: Xlibris Corporation.

Sanabrais, S. I. (2005). The Biombo or Folding Screen: Examining the Impact of Japan on Artistic Production and the Globalization of Taste in Seventeenth-century New Spain (doctoral dissertation). Institute of Fine Arts, New York University.

Sanabrais, S. I. (2006). The Biombo or Folding Screen in Colonial México. In D. Pierce & R. Otsuka (Eds.), Asia & Spanish America, Trans-pacific Artistic and Cultural Exchange, 1500–1850 (pp. 69–106). Denver: Simposium Series, Denver Art Museum.

Sanabrais, S. I. (2015). From Byōbu to Biombo: The Transformation of the Japanese Folding Screen in Colonial Mexico. Art History, 38, 778–791.

Yoneda, Y. (2013). On the Folding Screen Panels Mentioned in the List of Rare Treasures of the State. Bulletin of Office of the Shosoin Treasure House, 35, 140–117. Retrieved from http://shosoin.kunaicho.go.jp/en-US/Bulletin/Pdf?bno=0355117140. (In Japanese)




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2019.21.1.017

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




123