ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена анализу сюжетов и источников, положивших начало теме ориентализма в русском фарфоре в XVIII и XIX вв. Представляется весьма важным выделить постепенный процесс развития мотивов ориентализма в русском фарфоре и показать их эволюцию, а также необходимо ответить на вопрос: почему именно ориенталистские мотивы выбирались заказчиками фарфора и какую роль они играли в тот или иной период времени для декоративно-прикладного искусства Российской империи. В статье представлен последовательный анализ эволюции ориенталистских мотивов в русском фарфоре XVIII–XIX вв. В работе применен метод формально-стилистического анализа. Использование данного метода позволяет изучить стилистическое происхождение ориенталистских мотивов: в рамках какой традиции, стиля и почему появилась мода на мотивы ориентализма в фарфоре. Также в статье реализован историко-генетический метод, выраженный в попытке проследить рождение и развитие феномена ориенталистских мотивов на основе литературы, исторических источников и фарфоровых предметов. Применяя методы исторического и культурного анализа, в работе исследуются и освещаются исторические основы возникновения и развития мотивов ориентализма в русском фарфоре. Кроме того, данные методы уместно применить, чтобы понять, как вкусовые предпочтения заказчиков фарфора в Российской империи во второй половине XVIII–XIX вв. повлияли на стилистическое формирование «восточных» мотивов.
Корпус источников представлен, в первую очередь, фарфоровыми изделиями XVIII и XIX вв., альбомами гравюр и узорными книгами фарфоровых заводов, содержащими рисунки и разработки моделей для фарфоровых изделий. Использовались данные источники в первую очередь для того, чтобы отыскать модели и декор, выполненные с ориенталистским экзотическим оттенком. По такому же принципу были изучены номера периодических изданий XIX в. — в них необходимо было найти упоминания и факты, непосредственно касающиеся феномена возникновения и развития ориенталистских мотивов в фарфоровом производстве. Также важным представляется изучить и осветить ряд литературных произведений с элементами ориентализма, по сюжетам которых создавалась и разрабатывалась живопись по фарфору.
Традиционно ориенталистские мотивы обобщаются исследователями в единую концепцию экзотики в русском искусстве. Данное исследование способствует развитию нового взгляда на ориенталистские мотивы в фарфоровых изделиях, произведенных в Российской империи в XVIII–XIX вв.
Andreeva, E. D. (2013). Orientalistskie motivy v tvorchestve Genri Rajdera Haggarda [Orientalist Motifs in the Works of Henry Ryder Haggard]. Orenburg: Orenburg State University. (In Russian)
Bubchikova, M. (Ed.). (2011). Russkij farfor XIX veka: farfor s syuzhetnymi rospisyami [Russian Porcelain in the 19th Century: Porcelain with Painting]. Moscow: August borg. (In Russian)
Korablev, M. N., & Sokolenko, M. V. (Eds.). (2013). Antologiya russkogo farfora XVIII — nachala XX veka [An Anthology of Russian Porcelain of the 18th — Early 20th Centuries]. Moscow: Izvestia. (In Russian)
Mozzhuhina, T. A., & Bubchikova, M. A. (Eds.). (1995). Russkij farfor: 250 let istorii [The 250 Year History of Russian Porcelain]. In Exhibition Catalogue Russkij farfor: 250 let istorii [The 250 Year History of Russian Porcelain]. Moscow: Avangard. (In Russian)
Musina, R. R. (1983). Russkij massovyj farfor kontsa XIX — nachala XX veka (na primere produkcii “Tovarishchestva M. S. Kuznetsova”) [Russian Mass Porcelain of the Late 19th — Early 20th Centuries] (doctoral dissertation). Moscow. (In Russian)
Nefedova, O. V. (2009). Tvorchestvo Zhana-Batista Vanmura (1671–1737) i problema orientalizma v zapadnoevropejskoj zhivopisi XVIII veka [The Work of Jean Baptiste Vanmour (1671–1737) and the Problem of Orientalism in West European Painting in the 18th Century] (doctoral dissertation). Russian Academy of Arts, Moscow. (In Russian)
Popov, V. A. (1980). Russkij farfor: Chastnye zavody [Russian Porcelain: Private Factories]. St Petersburg: Hudozhnik RSFSR. (In Russian)
Toeseva, A. V. K voprosu ob ustrojstve Aziatskoj komnaty v Bol’shom Carskosel’skom dvortse [The Layout of the Oriental Room in the Catherine Palace]. In The Tsarskoe Selo State Museum and Heritage Site. Retrieved from http://tzar.ru/science/research/asian_room. (In Russian)
Troshchinskaya, A. V. (2009). Vzaimodejstvie i sintez hudozhestvennyh modelej Vostoka i Zapada v iskusstve farfora v Rossii kontsa XVII — nachala XIX vekov [Reciprocity and Synthesis of Artistic Models of East and West in Porcelain Art in Russia in the Late 17th — Early 19th Centuries] (habilitation dissertation). Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts, Moscow. (In Russian)
Yurchenko, T., & Frayonova, O. Orientalism. In Bol’shaia rossiiskaia entsiklopediia [Great Russian Encyclopaedia]. Retrieved from https://bigenc.ru/fine_art/text/2693260. (In Russian)
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru